На прошлой неделе в своем докладе Совету Безопасности Организации Объединенных Наций госсекретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) высказал мысль, от которой министр иностранных дел России должен был сползти на краешек своего кресла. После заявления о том, что Ирак предоставлял убежище террористической организации "Аль-Каида", возглавляемой сподвижником Усамы Бен Ладена (Osama bin Laden) Абу Мусабом Аль-Заркави (Abu Musab al-Zarqawi), г-н Пауэлл озвучил ошеломительную новость, специально предназначенную для России: "Мы также знаем, что соратники Заркави действовали в Панкисском ущелье в Грузии и в Чеченской республике в России. Деятельность, которая им приписывается - это не пустые слова. Члены организации Заркави говорят, что их целью было убийство россиян токсическими веществами".
Наконец-то появилась такая долгожданная информация о связи "Аль-Каиды" с Чечней! Как сообщается, администрация Буша (Bush) пообещала России, что г-н Пауэлл упомянет о поддержке Ираком (через "Аль-Каиду") чеченских террористов. Именно это госсекретарь и сделал, хотя и достаточно расплывчато.
Г-н Пауэлл не подкрепил свое заявление прочными доказательствами. Подробностей было тоже немного. Сколько у Заркави было "соратников"? Три или четыре? Сотни? Это организованная деятельность, финансируемая "Аль-Каидой", или же это просто мелкий заговор?
Неважно. Все дело в символике. Соединенные Штаты поверили неподтвержденной теории Кремля о том, что международные террористы оказывают поддержку чеченским боевикам. По мере усиления критики как внутри страны, так и за рубежом за неспособность завершить эту жестокую, длящуюся уже четвертый год войну, Кремль старается узаконить свои военные действия именно такими теориями.
Г-н Пауэлл, неважно, верит он в существование подобной связи или нет, пытался сделать так, чтобы Россия, являющаяся одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, не препятствовала осуществлению военных планов США, и не требовала бы, чтобы в следующем докладе военных инспекторов ООН было представлено больше доказательств неподчинения Ирака требованиям ООН.
Для Соединенных Штатов было бы идеально, если бы Россия поддержала резолюцию, одобряющую применение военной силы против Ирака. Если это произойдет, то Франция и Китай, возможно, так же займут подобную позицию. Однако маловероятно, что Кремль пойдет на уступки. Как бы Москва не ценила свои отношения с Вашингтоном, который обещает увеличение объемов инвестиций и экономическую интеграцию России с Западом, она очень хочет предотвратить войну с Ираком.
В отличие от Франции и Германии, в которых проходили многолюдные демонстрации против использования силы для свержения Саддама Хусейна (Saddam Hussein), возражения Москвы против планов США имеют мало общего с выполнением требований внутреннего общественного мнения. Несмотря на распространенные антиамериканские настроения, недавние результаты опросов общественного мнения показывают, что большинство россиян безразлично относится к войне с Ираком.
Реальную озабоченность президента Владимира Путина вызывает ущерб, который эта война может нанести долгосрочным экономическим интересам России в Ираке. В 1972 году Москва и Багдад подписали договор о дружбе, который положил начало масштабным продажам оружия Ираку, а также работе тысяч советских специалистов в этой стране. В результате теперь Ирак должен России около 8 миллиардов долларов США.
В последнее время Россия стала крупнейшим поставщиком Ирака в рамках программы "нефть за продовольствие", и сейчас является крупнейшим торговым партнером Ирака.
Свержение Саддама Хусейна может существенно уменьшить объемы торговли с Ираком и помешать России получить советский долг. Война также поставит под угрозу контракты на общую сумму в несколько миллиардов долларов, которые были заключены с Ираком российскими нефтяными компаниями.
Как видно из продемонстрированной г-ном Путиным после событий 11 сентября готовности сотрудничать с Соединенными Штатами, он может быть гибким и открытым в вопросах внешней политики, но не тогда, когда речь идет о жизненно важных экономических интересах России.
Если война все-таки начнется, то г-н Путин надеется, несомненно, на обещания США соблюсти экономические интересы России после ее завершения. Вот почему он намекнул, что может поддержать вторую резолюцию ООН, которая разрешит применение силы в Ираке.
Однако Россия считает этот вариант крайней мерой. Если Москва и откажется от требования предоставить инспекторам ООН в Ираке больше времени для проверок, то только тогда, когда уже будут слышны барабаны войны и у России просто не останется возможности тянуть время.