11 февраля 2003 года. Г-н Путин пока отказывается поддержать Америку в ее усилиях заручиться согласием Организации Объединенных Наций (ООН) на возможную военную акцию против Багдада. Но вместо того, чтобы прямо выступать против Вашингтона, он позволил Франции и Германии таскать для него каштаны из огня. И он сделал намек на то, что все еще может поддержать применение силы.
Не в первый раз российский президент оставляет открытыми все свои возможности. Или, как говорит Сергей Караганов, председатель московского Совета по внешней и оборонной политике: "Путин просто маневрирует. Как прирожденный политик он говорит то, что от него хотят услышать принимающие его хозяева".
Это совершенно отличается от тех времен, когда советские лидеры в обычном порядке блокировали инициативы Соединенных Штатов в ООН, или когда Борис Ельцин не далее как в 1999 году пытался помешать Соединенным Штатам бомбить Югославию.
За те 3 года, что прошли с момента его прихода во власть, г-н Путин умело разыгрывает слабую карту. Он согласился с тем, что после распада Советского Союза Россия уже не является сверхдержавой, и вместо этого взял курс на сотрудничество с Соединенными Штатами. Что наиболее примечательно, в сентябре 2001 года он драматично объявил о своей поддержке глобальной войны против терроризма. Как говорит один официальный представитель Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.): "Путин понимает, что России нужны долговременные отношения с Западом. Он понимает, что не должен объединяться с теми, кто исторически обречен на проигрыш".
Иракский кризис представляет для такого подхода самое серьезное на сегодня испытание. Если г-н Путин слишком поспешно сделает ставку на Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), то тем самым отстранит от себя консерваторов в Москве, которые уже и так думают, что он слишком далеко зашел в своих попытках угодить Вашингтону. Далее, отказавшись от одного традиционного союзника в Багдаде, он вполне может потерять доверие остальных союзников, особенно на Ближнем Востоке.
Однако, если г-н Путин выступит против Вашингтона - или даже если станет слишком долго тянуть с предложением своей поддержки - он рискует остаться на обочине в кризисе, который, возможно, станет определять глобальные отношения на многие годы вперед. Г-н Буш-младший дал понять, что Соединенные Штаты запомнят, кто их друзья. Более тесные связи с Францией и Германией были бы для России плохой заменой.
Одной из жизненно важных для г-на Путина целей является показать, что Россия более важна, чем это есть на самом деле. Многие россияне верят, что их страна остается великой державой. А потому г-н Путин должен делать вид, что возражает г-ну Бушу-младшему в вопросе Ирака - но идти на компромисс, пока еще не поздно, не дожидаясь, когда этот блеф будет раскрыт.
Прежде всего, он должен избегать унижения от переигрывания, как это случилось с г-ном Ельциным в вопросе о Косово. После того, как Соединенные Штаты проигнорировали российские попытки помешать бомбежкам Югославии, тогдашний президент удивил мир, приказав российским войскам опередить возглавляемую Соединенными Штатами интервенцию в Косово и захватить аэродром Приштина (Pristina). Все кончилось тем, что оказавшаяся в изоляции российская воинская часть была вынуждена просить воду и предметы снабжения у стоявших вокруг нее западных войск. Сегодня Бронислав Сенкевич (Bronislaw Sienkiewicz), глава польской аналитической организации "Otago", занимающейся вопросами бывшего Советского Союза, говорит: "Россия делает все возможное, чтобы избежать повторения Косово".
Оставим в стороне российскую гордость. Для г-на Путина крайне важны экономические соображения. Крупными целями его ориентированной на Запад политики являются увеличение торговли и инвестиций, а также более тесная интеграция в экономические структуры вроде Всемирной торговой организации (ВТО). Но он хочет достичь этих целей, не ослабляя коммерческих связей с союзниками советских времен вроде Ирана, которые остаются важными покупателями оружия и ядерных технологий.
Пока что мягкая политика приносит значительные дивиденды. Начиная со своего первого саммита с г-ном Бушем-младшим в 2000 году в Словении, г-н Путин установил с американцем хорошие личные отношения. Как отмечает один бывший официальный сотрудник Белого дома: "Бушу-младшему нравится заглядывать людям в глаза и сходу решать, стоит ли ему им доверять. Он доверяет Путину".
Вместе с доверием пришли регулярный поток саммитов и полноправное членство в "Большой Восьмерке" - включающей семь ведущих промышленных государств мира и Россию - где г-н Путин может играть роль мирового лидера. Боб Нурик (Bob Nurick), глава независимой аналитической организации - московского Центра Карнеги (Carnegie Centre) - говорит, что "место за столом" является, быть может, самым ценным для России дивидендом, хотя есть и другие, более ощутимые выгоды, например, поддержка Западом вступления России в ВТО.
В обмен г-н Путин согласился с односторонним решением г-на Буша-младшего о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) от 1972 года, который составлял основу двустороннего контроля над вооружениями, и с расширением Организации Североатлантического договора (НАТО) к границам России. И хотя он был бессилен остановить г-на Буша-младшего, он преуспел в том, чтобы добиться от него уступок, включая и письменную гарантию дальнейших сокращений количества ядерных боезарядов на стратегических носителях обеих сторон, а также и влиятельную позицию в НАТО через совет "19 плюс один", позволяющий России высказывать свое мнение по некоторым вопросам.
Критики г-на Путина в военном истеблишменте осуждают подобные уступки и его решение допустить вооруженные силы США в бывшие советские республики Средней Азии, считая, что тем самым Россия пустила в свое подворье давнего врага. Их также волнует и то, что под прикрытием борьбы с терроризмом в охваченной волнениями Грузии американское влияние может распространиться еще глубже на Кавказ.
Но г-н Путин доказывает, что нападение Соединенных Штатов на Афганистан принесло Москве большие выгоды, главным образом благодаря тому, что был уничтожен источник терроризма, который угрожал России ничуть не меньше, чем другим государствам. Это позволило России представить собственную борьбу против воинствующих сепаратистов в Чечне как часть глобальной войны против террористов - и извлечь выгоду из последовавшего уменьшения международной критики якобы имеющих место нарушений прав человека. Далее, вместо того, чтобы сокращать собственное военное присутствие в Средней Азии, Россия расширяет свои операции и планирует открыть в этом году в Киргизстане новую авиабазу.
Новые связи с Соединенными Штатами не помешали России защищать то, что она рассматривает как свои коренные интересы. Закрыв остававшиеся с советских времен военные базы на Кубе и во Вьетнаме, она сохранила и даже укрепила свои позиции в более близких регионах, главным образом на территории бывшего Советского Союза. Параллельно с недавним восстановлением российской экономики растет и политическое влияние Москвы, особенно в Украине, где голос России, пожалуй, звучит сильнее, чем когда-либо прежде со времен украинской независимости. В Армении российские компании на этой неделе взяли под свой контроль за невыплаченные долги единственную в стране атомную электростанцию (АЭС).
Несмотря на частую критику со стороны Соединенных Штатов, процветает экспорт российского оружия, где главную роль играют поставки традиционным клиентам, список которых возглавляют Китай и Индия, а за ними следуют многие ближневосточные государства - в том числе такие, как Иран, который числится в вашингтонском "черном" списке. В Иране Москва также отказывается прекращать строительство АЭС "Бушер" (Bushehr).
В поддержку этих коммерческих связей г-н Путин провел целый ряд встреч на высшем уровне с главами государств, являющихся традиционными союзниками России, в том числе с главами Китая, Индии и Северной Кореи.
Что касается критиков г-на Путина, ничто не может компенсировать в их глазах якобы случившейся утраты Россией своей стратегической самодостаточности. Леонид Ивашов, бывший начальник одного из управлений Министерства обороны России, ставший сегодня вице-президентом Академии геополитических проблем, которая считается консервативной аналитической организацией, говорит: "У России на Евразийском континенте имеется обширная сухопутная территория, и поэтому она не может ориентироваться в одном каком-то направлении. Результатом стало ослабление связей с Европой, Китаем и арабским и исламским миром. К сожалению, Россия не использует свой потенциал".
Но для Федора Луканова, редактора недавно стартовавшего российского издания журнала "Foreign Affairs", это является пустой риторикой. "Нам следует выбирать наши приоритеты, потому что мы не располагаем ресурсами, чтобы делать все сразу. Политика Путина вполне прагматична. Прагматизм, находящий свое выражение в том, что г-н Путин готов приподнимать шляпу при встрече с каждым, вскоре подвергнется проверке в вопросе об Ираке, где у России имеются важные экономические интересы (см. ниже). Даже несмотря на то, что Россия поддержала Соединенные Штаты в войне 1991 года, Москва сохраняет в Ираке влияние, прежде всего через Евгения Примакова, бывшего премьер-министра и специалиста по ближневосточным делам.
Исход в Ираке мог бы также повлиять на интересы России в других уголках Ближнего Востока, в том числе на ее экономические и политические связи с Ираном и Сирией, а также и на ее положение международного посредника. Не менее важна и ее роль в "Четверке" [вместе с Соединенными Штатами, ООН и Европейским Союзом (ЕС)], которая готовит планы заключения мира между Израилем и Палестиной.
Г-н Путин пытается оградить эти интересы, добиваясь от г-на Буша-младшего гарантий, в особенности по части своих экономических интересов в Ираке. Он также хочет быть уверенным, что тот, кто придет на смену Саддаму Хусейну (Saddam Hussein), не заполнит мировой рынок своей нефтью. Российская экономика - и доходы Кремля от сбора налогов - находится в критической зависимости от мировых цен на нефть, которые должны оставаться не ниже 18 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л). Борис Немцов, руководитель российской либеральной партии "Союз Правых Сил" (СПС), который имеет связи с нефтяной индустрией, говорит, что г-н Путин должен оказывать на г-на Буша-младшего более сильный нажим по этим вопросам. "Цена на нефть имеет критическую важность для российской экономики".
Однако самым насущным фокусом для российского президента является вопрос о том, как пойдут дела в Совете Безопасности (СБ) ООН. Соединенные Штаты и Великобритания пытаются заручиться поддержкой остальных членов СБ для принятия новой резолюции по Ираку, которая разрешила бы применение силы против Багдада. Китай, Франция и Россия - трое других постоянных членов СБ - доказывают, что режим инспекций ООН следует усилить и дать инспекторам больше времени. Важным для всех троих, в том числе и для России, будет сохранение единства. Держась в общей куче - и, если будет возможным, прикрываясь лидерством Франции - г-н Путин сведет к минимуму свои дипломатические риски.
Но г-н Путин должен также учитывать, что последует за силовым устранением от власти г-на Хусейна. Соединенные Штаты намекнули, что те, кто станет с ними сотрудничать в нападении на Ирак, могут рассчитывать на особые привилегии в распределении послевоенной добычи, включая контракты на восстановление и поставки нефти. В таком случае не ясно, сможет ли Вашингтон предоставить такие награды, когда он заявляет также, что не хочет долговременной оккупации Ирака американскими войсками. Если Вашингтон передаст Ирак в руки ООН, то может утратить свой контроль над распределением экономических выгод.
Как бы ни разворачивались события, г-н Путин, очевидно, хочет сохранить свою дружбу с США и с Европой. Пока что ему это удается благодаря тому, что он не высовывается наперед. Это не та позиция, которую приняли бы прежние кремлевские лидеры. Но, как отметил один из официальных представителей Соединенных Штатов: "Путин пока что ведет себя в вопросе Ирака очень, очень умно".
Если Владимир Путин, возможно, и склоняется к более агрессивной поддержке позиции Соединенных Штатов в отношении Ирака, то российские компании и официальные лица нервно просчитывают риски своим коммерческим интересам, если падет режим Саддама Хусейна.
Поездка в Багдад делегации российского парламента, запланированная на начало февраля нынешнего года, была отменена по причине опасений за ее безопасность. Но на прошлой неделе несколько десятков журналистов поехали в столицу Ирака под эгидой российского комитета по сотрудничеству с Ираком. Делегацию возглавил Юрий Шафраник, бывший министр нефтяной промышленности, который сам участвует в конкурентной борьбе за лицензию на разработку иракских нефтяных месторождений для своей компании.
Некоторые российские компании неплохо чувствуют себя в Ираке. В соответствии с программой ООН "Нефть в обмен на продовольствие" россияне в 1996 году выиграли самый крупный контракт стоимостью около 4,5 млрд. долл. США. "Технопромэкспорт" заключил с Ираком контрактов на сумму в 500 млн. долл. Но многие другие деловые предприятия не могут развернуть деятельность в Ираке по причине санкций ООН. В их числе и "Рособоронэкспорт", который, тем не менее, сохраняет свое представительство в Багдаде.
Главной притягательной силой для россиян в Ираке является нефть. В 1997 году нефтяная компания "Лукойл", одна из крупнейших в России, подписала контракт на разработку иракского месторождения "Западная Курна" (West Qurna). В конце прошлого года иракская сторона расторгла этот договор. Подспудной причиной этого являются якобы имевшие место переговоры главы компании "Лукойл" Вагита Алекперова относительно сценариев развития обстановки в Ираке после свержения режима Хусейна. Последующие уговоры, в том числе со стороны российского правительства, ни к чему не привели. Вчера Ирак вновь подтвердил, что считает этот контракт утратившим силу.
Г-н Путин энергично доказывает, что никаких переговоров с Соединенными Штатами относительно экономических интересов России в Ираке не ведется, однако американские дипломаты признают, что "имеют место обсуждения" по поводу "равных условий для международных нефтяных компаний в разработке нефтяных месторождений Ирака". Они также упоминают о роли России в послевоенном восстановлении страны и о переговорах, связанных с иракским долгом Москве.
Российских официальных лиц интересует более широкая проблема мировой цены на нефть в случае войны. Экономический рост России, прибыль от экспорта и доходы правительства в большой мере зависят от цен на товар. Федеральный бюджет России сверстан из расчета, что российская нефть будет продаваться по цене не менее 18 долл. США за баррель. Стоит этой цене опуститься ниже, как это повлияет на расходную часть бюджета, что может оказаться особо чувствительным в преддверии парламентских выборов в декабре.
Российских официальных лиц особенно волнует дестабилизирующее влияние очень быстрого падения, хотя их американские коллеги вновь и вновь заверяют их, что подобный сценарий маловероятен, отчасти потому, что для освоения новых иракских нефтяных месторождений - источника потенциального наращивания добычи и экспорта нефти - потребуется несколько лет.