Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Аппетиты российских олигархов растут

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Олигархи прекратят свое существование как класс», - так заявил сразу после своего избрания на пост президента Владимир Путин. Прошло три года - олигархи все еще существуют», - так начинает свой комментарий во французской Le Figaro московский обозреватель газеты Патрик де Сент-Экзюпери. Автор отмечает, что более 70% ВВП России, составляющего 330 млрд. долларов, приходится на 20 ведущих конгломератов, а 8 олигархических кланов контролируют 85% совокупной стоимости 64 ведущих частных компаний страны, при этом оборот всего 12 ведущих частных российских компаний превышает доходную часть правительственного бюджета

«Олигархи прекратят свое существование как класс», - так заявил сразу после своего избрания на пост президента Владимир Путин. Прошло три года - олигархи все еще существуют», - так начинает свой комментарий во французской Le Figaro московский обозреватель газеты Патрик де Сент-Экзюпери. Автор отмечает, что более 70% ВВП России, составляющего 330 млрд. долларов, приходится на 20 ведущих конгломератов, а 8 олигархических кланов контролируют 85% совокупной стоимости 64 ведущих частных компаний страны, при этом оборот всего 12 ведущих частных российских компаний превышает доходную часть правительственного бюджета.

Комментарий Патрика де Сент-Экзюпери опубликован в номере Le Figaro за 11 февраля под заголовком «Российские олигархи не умерли». Автор, в частности, отмечает, что, несмотря на обещание президента России ликвидировать российских олигархов как класс, сегодня они, напротив, «возвысились до уровня института власти». Le Figaro продолжает: «Раз в три месяца Владимир Путин принимает в Кремле тех, кто предпочитает сегодня называть себя «предпринимателями». Проблема олигархов в том, что им не нравится их имидж. Конечно, они награбили. Но они заявляют, что этого требовала логика переходного периода, когда происходило первоначальное накопление капитала.

Капитал - это основа рыночной экономики, и никто этого не отрицает, в том числе банки. Кстати, за более чем 10 лет, прошедших после падения коммунизма, в России все еще нет банка, достойного носить это имя. По данным российского финансового агентства, 50% денег, находящихся в обороте, являются «грязными».

Согласно исследованию, проведенному еженедельником The Economist, более 70% ВВП России, составляющего 330 млрд. долларов, приходятся на 20 ведущих конгломератов. Восемь олигархических кланов контролируют 85% совокупной стоимости 64 ведущих частных компаний страны, а оборот всего 12 ведущих частных российских компаний превышает доходную часть правительственного бюджета.

Следовательно, олигархи не ликвидированы и даже не ослабли. Напротив, в период президентства Владимира Путина их власть и аппетиты возросли. После дикой приватизации Анатолия Чубайса, реализованной под лозунгом «приватизационные чеки в обмен на акции», они теперь намерены прибрать к рукам последние «сокровища», остающиеся в руках государства: производство и распределение электроэнергии, а также нефтепроводы.

Пока не находится под угрозой газовый гигант «Газпром», откуда вышли два российских миллиардера: госслужащий Виктор Черномырдин (1,35 млрд. долларов, согласно оценкам журнала Eurobusiness) и ушедший в отставку Рэм Вяхирев (1,8 млрд. долларов). Что касается военно-промышленного комплекса, то он был частично приватизирован и сейчас находится в руках лиц, контролируемых спецслужбами».

Le Figaro продолжает: «Роман Абрамович, возможно, является самым влиятельным из олигархов», - считает один из аналитиков, мнение которого приводит российская пресса. Абрамович возглавляет империю, включающую нефть, алюминий, воздушный транспорт, производство автомобилей, СМИ и финансы. По данным журнала Eurobusiness, его состояние в 2002 году удвоилось. Будучи союзником Тюменской нефтяной компании (ТНК), четвертой крупнейшей нефтяной компании России, входящей в финансовую группу "Альфа", Роман Абрамович сумел через «Сибнефть» получить контроль над нефтяной компанией «Славнефть». Это произошло на аукционе, состоявшемся в декабре 2002 года.

Роман Абрамович - один из представителей «семьи». Он хорошо знаком с любимой дочерью Бориса Ельцина Татьяной (Дьяченко), а его деловым партнером является Олег Дерипаска, который женат на дочери супруга Татьяны (имеется в виду Полина Юмашева, дочь Валентина Юмашева от первого брака - прим. перев). Ссылаясь на «международных банкиров», газета «Московский комсомолец» недавно сообщила, что клан Ельцина контролирует 20% ВВП России.

По мнению журналиста Михаила Ростовского, пенсионер Ельцин «остается главным «ретранслятором» политической воли своего окружения». Бывший президент, который прекрасно себя чувствует, без колебаний снимает трубку, чтобы поговорить с новым хозяином Кремля и ходатайствовать за тех, кто ему дорог. Так, к примеру, генпрокурору России Владимиру Устинову в свое время угрожала отставка, но после одного такого телефонного звонка опасность миновала».

Тему «новых русских» продолжает другая публикация Le Figaro за 11 февраля, которая озаглавлена так: «Франция - рай для богатых москвичей». Автор статьи, обозреватель газеты Лор Мандевиль, в частности, отмечает, что «ежегодно Францию посещают сотни тысяч российских туристов, которые являются самыми желанными - после выходцев из Азии и стран Персидского залива - клиентами роскошных парижских бутиков».

Le Figaro продолжает: «Русские женщины - очень серьезные клиенты, у них много денег, они способно за один раз потратить несколько тысяч евро», - рассказывает продавщица. Вот уже многие годы российские «нувориши» устремляются на международный рынок туризма и, в частности, во Францию. Зимой их можно встретить на престижной горнолыжной базе в Куршевеле, где они заполонили пятизвездочные отели.

Находящиеся на Лазурном Берегу Ницца и Канны уже превратились в «российские города», где большие дворцы и рестораны конкурируют, чтобы угодить вкусам новой клиентуры с севера: нанимают на работу говорящий по-русски персонал и составляют меню на кириллице. «Для Франции - это новая коммерческая реальность», - говорит Александр Мельник, бывший российский дипломат, который сейчас преподает в Высшей школе коммерции города Нанси».