12 февраля 2003 года. Директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Джордж Тенет (George J. Tenet) вчера предостерег, что среди малых стран отмечается рост "желания обладать ядерным оружием", что грозит миру новой ядерной гонкой, которая может перечеркнуть осуществлявшиеся на протяжении более 30 лет усилия по сдерживанию распространения ядерного оружия.
В последние 12 месяцев, сказал г-н Тенет, Северная Корея, Ирак, Иран и Ливия предпринимают усилия с целью закупки оборудования для производства делящихся материалов оружейного качества и изготовления ядерной бомбы. Сохраняется также озабоченность по поводу совершенствования программ ядерного оружия в Индии и Пакистане; растет тревога в связи с возможностью попадания ядерных боеприпасов или материалов в руки террористических групп вроде "Аль-Каиды".
Высказывания директора ЦРУ США в американском конгрессе заставляют предположить, что администрация Буша-младшего (George W. Bush), возможно, пришла к выводу, что нужно использовать действенные меры принуждения для проведения политики нераспространения. В новой стратегии национальной безопасности США предусматривается нанесение упреждающих ударов по странам, которые потенциально могут стать ядерными.
В выступлении г-на Тенета подвергается сомнению действенность принятого в 1968 году Договора о нераспространении (ядерного оружия), где Соединенные Штаты, Советский Союз и десятки других государств мира взяли на себя обязательство прекратить дальнейшее распространение ядерного оружия. Хотя такие страны, как Израиль, Пакистан и Индия, этот договор не подписали и впоследствии стали обладателями ядерного оружия, этот договор считался важной вехой в истории контроля над вооружениями. Однако, как свидетельствует г-н Тенет, международные агентства и ведомства, призванные помешать распространению ядерного оружия, не справились со своими задачами.
Г-н Тенет считает, что виновниками распространения ядерного оружия являются не какие-то ядерные государства, а частные компании или, в некоторых случаях, отдельные мошенники в Европе и в других уголках планеты, продающие "технологии и оборудование, которые раньше могли поставлять только государственные структуры стран, обладающих ядерными возможностями".
В качестве примеров г-н Тенет сослался на решение Северной Кореи производить оружейный уран и возобновить работу своего предприятия по производству плутония, доступ Ливии к технологиям "двойного предназначения", которые могут использоваться также и в разработках ядерного оружия, а также на решение Ирака производить обогащенный уран, который может быть использован и в производстве ядерного оружия.
Г-н Тенет отметил, что пример новых ядерных государств, которые, как представляется, приобрели способность отражать угрозы более мощных соседей посредством размахивания ядерной дубиной, заставляет другие страны стремиться войти в ядерный клуб.
Г-н Тенет особо выделил Северную Корею, которая 2 года назад тайно начала строительство завода по обогащению урана и с осени прошлого года бросила администрации Буша-младшего вызов в вопросах стратегии и внешней политики. В случае с Северной Кореей пакистанские ученые в середине 1990-х годов помогли ей найти компании, у которых Пхеньян смог закупить необходимое ядерное оборудование. Ирак, по сведениям американской разведки, сумел закупить у различных источников алюминиевые трубки, которые могут использоваться в центрифугах для производства оружейного урана.
Реакция традиционных сторонников усилий по нераспространению на доклад г-на Тенета была сильной. "Легко утверждать, что режим (нераспространения) не будет работать, а какова альтернатива? - спрашивает Гордон Пратер (Gordon Prather), ученый, который работал в Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (Lawrence Livermore National Laboratory), а также в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) и на Капитолийском холме (место расположения здания конгресса США - прим. пер.).
Он считает, что озабоченность ЦРУ проблемами нераспространения обусловлена "шоком" от открытия, что в 1991 году Ирак почти вплотную подошел к изготовлению ядерного боеприпаса. Способность Северной Кореи закупить оборудование для своего нового завода по обогащению урана стала другим примером, сказал г-н Пратер.