Государственный визит президента России Владимира Путина во Францию придал актуальность продолжающимся во французском обществе дебатам о путях урегулирования ситуации в Чечне. Ведущая парижская газета Le Parisien, а также общенациональная газета Liberаtion сообщают о решении представителей партии «зеленых» бойкотировать официальный прием, устроенный в мэрии Парижа в честь российского лидера. Чеченский вопрос вызвал раскол в муниципальном совете Парижа, отмечает Le Parisien.
Комментарий Le Parisien опубликован 12 февраля под заголовком «Путин ставит Деланоэ в затруднительное положение». Автор комментария Натали Сегон, в частности, отмечает: «Чисто протокольный прием Владимира Путина в Отель-де Виль (здание мэрии Парижа - прим. пер.) поставил вчера (мэра Парижа) Бертрана Деланоэ, мягко говоря, в затруднительное положение. Находясь рядом с невозмутимым Путиным, мэр Парижа выражает в присутствии нескольких сотен приглашенных на прием россиян и французов «надежду на политическое решение в Чечне». «Величие нации измеряется также энергией, которую она использует в поиске диалога, компромисса и, наконец, мира», - заявляет он.
Затем он упомянул «все гражданское население с его поломанными судьбами, разделенными семьями и невыносимыми страданиями». При этом кратком упоминании о войне в Чечне вид российского президента был холодным, как мрамор. И этого заявления недостаточно, чтобы остановить критику представителей движения «зеленых».
По чеченской проблеме, как и по проблеме выдворения (силами правопорядка Франции - прим. пер.) нелегалов из гимназии Жапи (gymnase Japy), мнения депутатов муниципального совета Парижа разделились. Кстати, сторонников Ива Контасо на приеме в мэрии не было (имеются в виду «зеленые», Контасо является вице-мэром Парижа - прим. пер.).
Бойкот «зеленых»
Причина бойкота - в отказе Деланоэ пригласить на официальный прием (в честь В. Путина) экологов, а также режиссера Ромэна Гупи и философа Андрэ Глюксманна, то есть основных поборников чеченского дела. «Мэр боялся инцидента», - шутит лидер группы «зеленых» в парижском Совете Кристоф Наждовски.
Зато Деланоэ пообещал вручить Путину два письма от партии «зеленых»: одно требует прекращения огня в Чечне, в другом выражается поддержка находящемуся в тюрьме белорусскому ученому. Глюксманн неустанно осуждает «маховик геноцида» в Чечне. Ромэн Гупи считает, что война, которую ведет президент России, - это «лаборатория всего самого худшего и самого неприемлемого».
«Я пришел увидеть Деланоэ и попросил его сказать правду о Чечне», - рассказывает Глуксманн. - Ответ мэра был двусмысленным. Казалось, он боится, что Путин встанет и покинет зал приема. Однако (если бы он это сказал), население Парижа поняло бы, что мэр, который гордится парижскими традициями и который гордится Виктором Гюго, сказал правду».
Ирония истории, однако, состоит в том, что не Деланоэ, а именно Путин процитировал в своем выступлении Виктора Гюго и заявил о правах человека. Перед этим он извинился за «транспортные неудобства», которые причинил его визит (парижанам)».
Другая ведущая французская газета Liberation публикует на своем сайте редакционный комментарий под заголовком «Путин - новый друг Парижа». Как отмечает Liberation, премьер-министр Франции Жан-Пьер Раффарен охарактеризовал как «образцовое» сотрудничество между Францией и Россией по иракскому вопросу. Газета продолжает: "Это было сделано в момент, когда Париж, Берлин и Москва объявили о своей совместной инициативе, чтобы помешать развязыванию войны. Перед тем, как пойти на обед с премьер-министром Франции, который не уставал делать комплименты, российский президент побывал в здании мэрии Парижа.
Мэр Парижа Бертран Деланоэ не уклонился от неприятных вопросов, выразив надежду на то, что «будет найдено политическое решение в Чечне». Однако представители партии «зеленых» хотели пойти еще дальше и пригласить на церемонию в мэрии поборников чеченского дела, таких, как философ Андрэ Глюксманн и режиссер Ромэн Гупи. После того, как мэрия отказалась их пригласить, представители «зеленых» решили бойкотировать официальный прием, в то время как проходившая перед зданием мэрии манифестация была разогнана силами правопорядка».
В номере газеты Le Monde за 12 февраля опубликован комментарий обозревателя Софии Шихаб, посвященный чеченской проблеме. В комментарии, в частности, говорится: «Представляя себя в роли сторонника по примирению во всем мире - как в иракском вопросе, так и во взаимоотношениях между странами НАТО, Владимир Путин в своих публичных выступлениях в Париже не сказал ни слова о войне в Чечне, разгоревшейся три с половиной года назад. В понедельник 10 февраля, когда российского президента принимали в Елисейском дворце, сотни манифестантов участвовали в шествии от Центра Помпиду до площади Бастилии (Парижа), осуждая "позорное молчание" Франции.
Молчание было все же прервано Жаком Шираком. Но, как всегда это бывает на франко-российских встречах на высшем уровне, это было сделано в такой форме, которая не вызвала бы недовольство Кремля. Выступая на обеде в честь Путина, Жак Ширак повторил три фразы, сказанные на эту тему ранее для прессы: "В наших беседах мы весьма откровенно обсудили чеченский вопрос. Этот конфликт, за который мирное население платит высокую цену, не может быть разрешен военными средствами. Франция хотела бы, чтобы ваш проект референдума по конституции стал первым шагом, который даст импульс динамичной политике по восстановлению мира".
Эта формула может быть понята как санкция на проведение референдума, организуемого российской армией в военное время, когда в результате конфликта ежедневно погибает не менее десяти человек - в частности, от рук "эскадронов смерти" или под пытками в российских лагерях. При отсутствии независимых наблюдателей происходят регулярные "зачистки", террор и доносы.
В голосовании, намеченном на 23 марта, должны принять участие десятки тысяч российских военных. Зато в нем не смогут участвовать сотни тысяч чеченцев, которых война вынудила покинуть свои дома. Кроме того, в список участвующих в референдуме будут включены многие сотни тысяч "мертвых душ", зарегистрированных в ходе переписи, которая в Чечне носила виртуальный характер. По мнению российского эксперта Алексея Малашенко, Россия с таким же успехом могла бы заставить Чечню принять "французскую конституцию или либретто к "Лебединому озеру".
В целом высказывания Ширака не отличаются от заявлений самого Путина, который в течение трех лет заверяет, что он тоже выступает за "политическое решение". "Ширак, когда может, делает заявления в нашу пользу, но результата нет. Каждый день погибают чеченцы", - сказал один из чеченских беженцев, участвовавший на парижской манифестации. "Путин высказывается против войны в Ираке и в то же время ведет ее у нас. Разве это справедливо?" - заметил другой беженец. Несколько депутатов от партии «зеленых» и такие фигуры, как Жак Лан, также участвовали в манифестации, организованной «Комитетом в поддержку Чечни». Эта манифестация, хотя и не была многочисленной, стала самой крупной в Париже с февраля 2000 года.
Утром немногим более двух десятков активистов организации "Репортеры без границ" выразили возле офиса "Аэрофлота" в Париже протест против продолжающихся репрессий в отношении всех независимых СМИ в России. Тем временем полсотни активистов организации «Международная амнистия» развернули на мосту Александра III (в Париже) плакат со словами "Франция - Россия: молчание означает соучастие", осуждая безнаказанность преступлений в России и, в частности, тех, которые совершаются в Чечне».
Тема ситуации в Чеченской Республике затрагивается также в комментарии, опубликованном на сайте Международного французского радио - RFI под заголовком
'&Titre='Paris-Berlin-Moscou%20pour%20une%20alternative%20а%20la%20guerre%20en%20Irak'">«Париж-Берлин-Москва предлагают альтернативу войне в Ираке». В комментарии, в частности, отмечается: «Идея создания оси Париж-Берлин-Москва для противодействия планам США (в иракском вопросе), отодвинула на второй план прежние критические заявления властей Франции по поводу политики российской стороны в Чечне. Чтобы напомнить об этой проблеме, партии и организации сторонников защиты прав человека провели в Париже несколько манифестаций.
Президент Ширак затронул вопрос (о ситуации в Чечне) в ходе обеда в Елисейском Дворце, данного в честь российского коллеги. По словам Ширака, «конфликт может быть разрешен не военными средствами, а в ходе политического процесса по восстановлению мира». Ничем нельзя оправдать терроризм, но борьба по его устранению не может «нарушать принципы, которые мы защищаем», заявил французский президент».