Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Бжезинский, Скоукрофт: Путь к израильско-палестинскому миру

Никакие переговоры не будут возможными, если палестинцы не приложат 100-процентных усилий по прекращению терроризма или если Израиль будет и далее покушаться на жизни палестинцев и их собственность

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ничто так не способствует переменам внутри палестинского общества и понуждению палестинцев к тому, чтобы те потребовали положить конец террористическим взрывам и другим формам насилия, как мирный процесс, который несет с собой заслуживающее доверия обещание по-настоящему жизнеспособного палестинского государства. Ключом к успеху являются те меры, которые не только гарантируют безопасность Израилю, но также определят, на какого рода государственность могут рассчитывать палестинцы.

Г-н Бжезинский был советником по национальной безопасности президента Джимми Картера. Г-н Скоукрофт был советником по национальной безопасности президентов Джеральда Форда и Джорджа Буша-старшего

Вашингтон, 13 февраля 2003 года. В июне прошлого года президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) впервые сказал, что Соединенные Штаты стремятся к образованию "жизнеспособного, пользующегося доверием Палестинского государства". В настоящее время квартет в составе США, Организации Объединенных Наций (ООН), Европейского Союза (ЕС) и России занят составлением "путеводителя", который позволит претворить в жизнь видение нашего президента. Ключом к успеху являются те меры, которые не только гарантируют безопасность Израилю, но также определят, на какого рода государственность могут рассчитывать палестинцы.

Как и объявил наш президент, палестинский народ заслуживает такого руководства и таких институтов, которые бы не были испорчены терроризмом и коррупцией. Это такая цель, которую Соединенным Штатам следует и дальше активно пропагандировать, однако не обуславливая возобновления мирного процесса заменой конкретного индивидуума.

Если же такое условие будет сохраняться, то это вызовет сопротивление той части палестинского населения, которая желает смены своего руководства и создания подотчетного народу правительства, однако не хочет, чтобы это выглядело как уступка требованию иностранной державы. Более того, в этом нет необходимости: если в результате реформ наступят политические перемены, конкретные результаты (в частности, новое руководство, ставшее результатом реформирования системы) будут иметь решительно менее важное значение.

Ничто так не способствует переменам внутри палестинского общества и понуждению палестинцев к тому, чтобы те потребовали положить конец террористическим взрывам и другим формам насилия, как мирный процесс, который несет с собой заслуживающее доверия обещание по-настоящему жизнеспособного палестинского государства.

Соединенным Штатам следует возглавить кампанию за претворение в жизнь вышеозначенных планов. Конкретно, мы призываем администрацию США ясно заявить, что предусматриваемое Америкой соглашение должно привести к следующим результатам:

- Два независимых государства с границами, примерно соответствующими границам до июня 1967 года. Возможные территориальные урегулирования должны стать результатом переговоров, а не односторонних аннексий. Фактически, палестинское "право на возвращение" в Израиль будет обменяно на израильский отказ от своих поселений, за исключением тех территорий, которые окажутся обменянными по взаимному согласию.

- Соглашение по Иерусалиму, в котором должны проживать два суверенных общества; при этом - насколько это возможно - город должен оставаться физически неделимым.

- Помощь и справедливое решение проблем палестинских беженцев, чтобы они не угрожали демографическому балансу Израиля (например, "право на возвращение" применяется только к новому Палестинскому государству; предусматривается щедрое финансирование репатриантов, переселенцев и выплата компенсаций).

- Протекционистский режим для "святых мест" иудеев, христиан и мусульман.

- Соглашение о мерах внутренней и внешней безопасности.

Все предыдущие попытки прекратить насилие и вернуться к политическому процессу провалились потому, что каждая сторона считала, что первый шаг должна сделать другая сторона. Если мы не хотим, чтобы наш план ждала такая же судьба, Соединенные Штаты и их партнеры должны настаивать на том, чтобы Палестинская автономия на 100% положила конец насилию без всяких условий и независимо от того, чего от нее требует Израиль. Соединенные Штаты равным образом должны настаивать на безусловном прекращении расширения израильских поселений (включая так называемый естественный рост), что не должно зависеть от того, чего от Израиля требуют палестинцы.

Не следует думать, что подобный параллелизм предполагает моральное равенство. Он отражает признание того факта, что никакие переговоры не будут возможными, если палестинцы не приложат 100-процентных усилий по прекращению терроризма или если Израиль будет и далее покушаться на жизни палестинцев и их собственность.

В плане мирного урегулирования должны быть представлены конкретные стандарты для того, чтобы судить о соблюдении палестинцами условий по прекращению террора, а израильтянами - условий по ликвидации поселений. Там должно быть четко прописано, что должна сделать каждая сторона, чтобы ее действия были признаны правильными, а также должен быть создан независимый механизм мониторинга выполнения условий мирного соглашения.

Вторая фаза предлагаемого путеводителя к миру, предусматривающая создание Палестинского государства "с временными границами", вполне возможно, является излишней, ибо она с большой долей вероятности помешает переходу к третьей фазе, в ходе которой должны быть решены вопросы перманентного статуса. Лучше сразу начать переговоры о постоянных границах.

Короче, мы полагаем, что, более четко определив конечные точки маршрута, предлагаемого нашим планом мирного урегулирования, Соединенные Штаты и их партнеры смогут очертить условия переговоров о перманентном статусе так, чтобы это способствовало образованию двух государств, которые отвечали бы интересам обеих сторон, учитывали интересы умеренного большинства в обоих лагерях и поощряли палестинцев к тому, чтобы осуществить фундаментальные перемены в своих государственных институтах. Тем самым это способствовало бы также международному сотрудничеству с Соединенными Штатами в их войне с терроризмом и в их усилиях по развитию демократии во всем мире.