Российское руководство надеется, что референдум по новой Конституции, который состоится в Чечне в марте, приведет к укреплению гражданской власти в этой республике. Такое мнение выразил глава МИД России Игорь Иванов в интервью французской Le Figaro. Газета, являющаяся главным рупором правоцентристских сил Пятой Республики, публикует высказывания российского министра, сопровождая их комментариями ведущего обозревателя по странам СНГ г-жи Лор Мандевиль.
В публикации Le Figaro за 14 февраля под заголовком «Иванов выступает за проведение в Чечне выборов», в частности, говорится: «В интервью Le Figaro, данном во время визита Владимира Путина во Францию, министр иностранных дел России Игорь Иванов рассказал о ситуации в Чечне, чтобы «донести, наконец, до общественности Европы логику политики Кремля».
Лор Мандевиль далее подчеркивает: «Существует большая разница между российским подходом и позицией иностранцев, которые посещают чеченский регион. Суть высказываний главы МИД РФ состоит в том, чтобы доказать: за два года ситуация в Чечне «радикально изменилась». Прежде всего, по его словам, «весь мир теперь признает, что Россия борется в Чечне с международным терроризмом».
Обозреватель Le Figaro выделяет слова российского министра о том, что «в Чечне больше не происходит широкомасштабных военных операций, а имеют место лишь «отдельные акции». Игорь Иванов напоминает, что по инициативе Кремля в Чечне были воссозданы судебные органы и силы МВД, без функционирования которых «нельзя говорить о защите прав человека».
«Появление этих новых органов власти и передача «ответственности» за проведение операций по поддержанию порядка на МВД Чечни позволяют Игорю Иванову думать, что «сегодня не существует никакой угрозы превращения российской армии в автономную силу», и она «не представляет политической угрозы». По его словам, российские военные лишь оказывают материально-техническую помощь в проведения точечных операций или находятся в резерве на случай возникновения опасной ситуации».
На вопрос Le Figaro «Почему же армия остается в Чечне? Глава МИД России дает такой ответ: «Было принято решение о том, что одна дивизия будет постоянно дислоцирована в Чеченской Республике. Россия рассчитывает на то, что политический процесс, позволит добиться постепенного укрепления в Чечне гражданской власти». Именно с этой целью, продолжает министр, в марте будет организован референдум по новой Конституции, вслед за которым в Чечне будут проведены президентские и парламентские выборы.
Газета продолжает: «Тот факт, что новые органы власти постоянно становятся объектов терактов и воспринимаются местным населением как органы сотрудничества с российскими оккупантами, российского министра не смущают. Иванов объясняет: «Только выборы могут показать, кто имеет легитимное право представлять интересы чеченского народа».
«Если референдум состоится, - продолжает глава МИД, - то Чечня будет вновь включена в российское правовое пространство и республика может принять участие в выборах президента России». Обозреватель Le Figaro выражает удивление в связи с тем, что российский министр «отказывается признать абсурдность участия 38 тысяч военнослужащих в избирательном процессе» в Чечне. На что глава МИД России отвечает: «В любом случае, это не повлияет на результат, так как число избирателей в Чечне достигает 540 тысяч человек».
Лор Мандевиль в своем комментарии продолжает: «А чтобы международная общественность не подозревала Россию в организации референдума под дулами пулеметов, российские власти решили пригласить на мартовский референдум многочисленных наблюдателей Совета Европы и ОБСЕ.
А тем, кто задается вопросом о том, не обманывает ли себя Россия и не ставит ли она телегу впереди лошади, организуя выборы в борющейся за выживание опустошенной республике, Иванов отвечает: «Трудно сказать с чего нужно начать, чтобы выйти из замкнутого круга войны». «Ждать, что террористы прекратят свою деятельность, и только потом принимать политические меры, означало бы идти у них на поводу», продолжает министр, повторяя, что Кремль хотел бы передать власть «местным органам власти», что позволит осуществить восстановление страны. «Мы хотим решить чеченскую проблему, мы знаем, что она является главным пунктом разногласий между нами и Западом», - добавляет глава российского МИД.
«Существует ли реальная возможность сосуществования с Россией, несмотря на ненависть молодого поколения чеченцев, которые выросли в условиях войны?» - таков следующий вопрос Le Figaro. Министр отвечает: «Надо, чтобы молодежь получила возможность учиться, найти работу, чтобы у нее не было соблазна взяться за оружие, но для всего этого нужно время».
Последний вопрос французской газеты таков: «В течение скольких веков Россия будет продолжать разрушение Чечни, а затем вновь ее восстанавливать?» «Как ни странно, - продолжает обозреватель Le Figaro Лор Мандевиль, - Игорь Иванов не сердится, услышав такой вопрос. По его мнению, ясно одно. В противоположность тому, что было два года назад, процесс политической реконструкции Чечни является «необратимым».