Спор между нефтяным гигантом России «Лукойлом» и Ираком переходит в следующую фазу: Багдад расторгает договор - и делает это из-за контактов концерна с США. Представители «Лукойла» выступают, исходя из экономических интересов, против войны.
В последнее время ведущий нефтяной гигант России «Лукойл» привык к тому, что Багдад наказывает его, если он проявляет политический оппортунизм. «Когда у Ирака возникают новые проблемы в Совете безопасности ООН, он оказывает давление на Россию, - считает заместитель главы концерна Леонид Федун, - и делает это, используя существующие договоры». На прошлой неделе Багдад расторг договор о разработке нефтяных месторождений в Западной Курне-2 стоимостью несколько миллиардов долларов США. Предполагалось, что там в течение 20 лет должно было быть добыто до 600 миллионов тонн нефти. Официально Багдад обосновал расторжение договора тем, что «Лукойл» не смог реализовать заключенный еще в 1997 году договор, поскольку концерн не захотел нарушать международные санкции.
Истинная причина заключается в другом. Иракцы пригрозили расторжением договора в декабре. Тогда распространялись слухи, будто представители «Лукойла» искали контакта с иракской оппозиционной организацией "Iraqi National Congress". Та несколько поспешила, заявив, что собирается провести после ухода Саддама Хусейна (Saddam Hussein) ревизию всех договоров на право разведочных работ, заключенных исходя из политических интересов.
На этот раз камнем преткновения стали контакты «Лукойла» с США. Из этого не делает секрета сам Ирак. Русские хотят получить от американцев гарантии на право добычи нефти и в постсаддамовскую эпоху. Глава «Лукойла» Вагит Алекперов неоднократно давал понять, что Кремль обещал защищать интересы концерна в отношениях с США. Наблюдатели сделали из этого вывод, что между Вашингтоном и Москвой уже существует негласная договоренность. Согласно этой договоренности, ведущее положение «Лукойла» якобы должно оставаться неприкосновенным. Но это пока не более чем слухи.
Глубокое недоверие к американцам испытывают также представители российской компании. Их занимает вопрос, а в какой мере Кремль вообще может ответить на гарантии Вашингтона. На прошлой неделе руководитель Союза нефтяной и газовой промышленности Юрий Шафраник сказал корреспонденту «Независимой газеты», что просто так доверять США нельзя. А московская Торгово-промышленная палата дала понять, что в случае войны ущерб будет нанесен, по меньшей мере, 200 компаниям. Прежде всего, это могло бы коснуться российского машиностроения. Дело в том, что до сих пор Ирак был единственным государством, которое еще закупало не способную на конкуренцию российскую продукцию. Поэтому, считает Шафраник, необходимо любой ценой сохранить мир.