С демонстрациями у американского президента Джорджа Буша (George Bush) никаких проблем нет, даже если они направлены против него. Тот, кто выходит на улицу с протестами, сказал он перед последним митингом сторонников мира в Вашингтоне, использует свое демократическое конституционное право, которого лишены граждане в таких странах, как Ирак или Северная Корея. Демонстрации являются неразрывной частью свода ценностей Америки, сказал президент.
Тогда Буш не допускал никакого сомнения, что он не допустит того, чтобы на его политику влияли демонстранты. Остается ли эта позиция столь же твердой и после протестов против войны в Ираке, прокатившихся по всему миру, становится все более проблематичным. Даже если Белый дом не хочет это признавать, то все равно демонстранты в Берлине, Париже и Лондоне, по меньшей мере, сорвали последующий временной график администрации Буша.
Вашингтон при этом должен учитывать два фактора: общественное мнение дома в Америке и стабильность правительств тех стран в Европе и в арабском мире, которые до сих пор поддерживали жесткий курс Буша. В частности, соотечественники, все еще стоят на стороне своего президента, а американское движение в поддержку мира со своими двумя митингами в Нью-Йорке и в Сан-Франциско значительно уступило в размахе проведенных акций демонстрациям в Европе. И все же многие американцы начинают подавленно задаваться вопросом, а не делают ли они сами ошибку, коль скоро их страна вызывает столько ненависти во всем мире.
Разумеется, потенциально ситуация является более опасной для союзников Америки, а таким образом, косвенно - и для Вашингтона. Главы правительств, такие как британец Тони Блэр (Tony Blair), итальянец Сильвио Берлускони (Silvio Berlusсoni) и испанец Хосе Азнар (Jose Aznar), поставили на карту веру в себя, чтобы поддержать Буша. Но чем масштабнее протесты дома, тем труднее для них удерживать эту позицию без риска для своего политического выживания. Буш обязан поддержать их с тем, чтобы волна общественного мнения не смыла их со своих постов.
Эта поддержка может заключаться в принятии новой резолюции ООН, которую по всем признакам США и Великобритания хотят представить Совету безопасности Организации Объединенных наций уже в середине этой недели. По информации из дипломатических кругов, в Вашингтоне под впечатлением от акций сопротивления во Франции, в России и Китае отказались от первоначальной идеи представить жестко сформулированное решение. Вместо этого мог бы появиться документ, по-новому передающий в целом то же содержание резолюции 1441. Эта резолюция была принята Советом безопасности единогласно, поэтому она должна была бы снова получить большинство голосов.
Одновременно обсуждается так называемый косовский вариант, использованный во время интервенции НАТО в эту югославскую провинцию. Тогда президент США Билл Клинтон (Bill Clinton) отказался от мандата ООН, так как Россия пригрозила вынести вето. Только после завершения военной акции, при наличии голоса Москвы, Совет безопасности принял резолюцию о восстановлении в Косово. Конечно, нельзя быть уверенным, что Франция, Россия и Китай оказались бы готовыми на такое решение и на этот раз.
Американская администрация к тому же имеет возможность заплатить своим строптивым союзникам за их позицию, в частности, в буквальном смысле этого слова. В Вашингтоне указывают на то, что работа инспекторов в Ираке является успешной не потому, что режим Саддама Хусейна (Saddam Hussein) так уж боится главного инспектора Ханса Бликса (Hans Blix) и его сотни детективов. Багдад сотрудничает, мол, только потому, что к границам страны стянуты 200 000 американских солдат, создавая реальную угрозу. И если Париж, Берлин и Москва хотят, чтобы инспекции продолжались, то они - так представляет себе Вашингтон - должны были бы нести расходы, связанные с пребыванием американских войск.