Лондон, 17 февраля 2003 года. У России есть давняя и уважаемая традиция ссылки: Ленин, например, и Александр Солженицин. И вот теперь - как новое и, пожалуй, наименее вероятное прибавление - Борис Березовский, математик советской эпохи и олигарх "грабительского капитализма", одно время кремлевский "делатель королей", а ныне обычный старый миллиардер в добровольном изгнании.
Г-н Березовский, этот крепкий, лысеющий 57-летний джентльмен в костюме из тонкой ткани в светлую полоску, рабочий стол которого украшают, в том числе, фотографии Бориса Ельцина и Руперта Мурдоха (Rupert Murdoch), сегодня проживает в южном предместье Лондона, в окруженном высокой стеной поместье площадью 10000 кв. футов (1 кв. фут = 0,0929 кв. м) с семью спальнями, и ежедневно в сопровождении двух телохранителей ездит на машине в свой лондонский офис рядом с Парк-Лейн (Park Lane).
Ухоженная дорога между графствами Суррей (Surrey) и Мейфэр (Mayfair), Южная Англия, кажется такой далекой от неровных асфальтовых трасс, знакомых г-ну Березовскому по его московским временам, когда он сколачивал свое состояние, занимаясь торговлей автомобилями, создавая медиа-империю, участвуя в деятельности "Аэрофлота" и приобретая могущественные холдинговые компании, занимавшиеся нефтью и алюминием. Это все было только для начала. Лесть и настойчивость позволили г-ну Березовскому войти в круг близких друзей г-на Ельцина, тогдашнего президента России, где он играл центральную роль в успешной деятельности российских олигархов по предотвращению возрождения коммунистической власти.
Но все это было до того, как в конце 2000 года г-н Березовский бежал из страны.
Российский власти обратились с просьбой о его экстрадиции для предания суду по целой серии обвинений в мошенничестве. Г-н Березовский открыто враждует с президентом Владимиром Путиным, которому он когда-то помог подняться к вершине власти. Он не имеет возможности путешествовать за пределами Великобритании из опасения, что ему запретят обратный въезд в эту страну. "Я выбрал свободу разума, а не свободу тела", - сказал он во время 90-минутного интервью в своем офисе, куда можно попасть, только миновав систему охраны, которая действует по принципу опознавания отпечатков пальцев.
Никогда не уклонявшийся от трудной задачи, г-н Березовский сказал, что в данный момент замахнулся на нечто грандиозное - на спонсирование оппозиции г-ну Путину, нанесение ему поражения на парламентских и президентских выборах и тем самым на свое возвращение в Россию. Его партия называется "Либеральная Россия" и она стремится к поддержке как слева, так и справа.
"Я не диссидент, - сказал он, когда его спросили, если ли у него какой-то шанс реализовать его политические амбиции. - Я не борец за права человека. Все, что я делаю, рационально с моей точки зрения. Я пытаюсь создать в России реальную политическую оппозицию и я уверен, что это абсолютно реально. Несколько раз за мою жизнь у меня были ситуации, когда никто не верил, что такое возможно.
Судя по истории его жизни, начиная с дилерской деятельности в компании "ЛогоВАЗ" и до нефтяной компании "Сибнефть", такое обыкновенно становилось возможным. В 1997 году журнал "Forbes" назвал г-на Березовского девятым в списке самых влиятельных предпринимателей мира. Даже сегодня у него на счету 3 млрд. долл. США, вложенных в собственность в России и в других странах мира. Он никогда не любил говорить о своих делах. "Государству не известно, какая у меня имеется собственность, а я не пытаюсь информировать государство", - сказал он.
Российское правительство добивается экстрадиции г-на Березовского по обвинению в том, что он и двое других в 1994 году обманным путем забрали у компании "ЛогоВАЗ" 13 млн. долл. США. Его обвиняют также в том, что он путем мошенничества завладел деньгами московской компании "АвтоВАЗ", растратил деньги компании "Аэрофлот" и финансировал повстанцев в Чечне. Но г-н Березовский отрицает, что совершал преступные деяния.
В вышедшей в свет в 2000 году книге о российских олигархах под названием "Продажа века" (Sale of the Century) канадская журналистка Кристия Фрилэнд (Chrystia Freeland) восхваляет г-на Березовского за "гениальную способность сближаться с нужными людьми в нужный момент и использовать их по максимуму".
О своем избрании в парламент России в 1999 году г-н Березовский сказал следующее: "Я был олигархом, богатым, евреем и не вызывал особенных симпатий. Но меня избрали в регионе Казахстана, где 60% населения составляют мусульмане и 40% - русские, которые традиционно являются антисемитами и почти 60% из которых поддерживают коммунизм. Это население очень бедное". Все дело было просто в том, что народ верил, что он сможет им помочь.
Г-н Березовский, как он сказал, в 1994 году перешел из иудаизма в православное христианство, однако он отрицает, что сделал это по соображениям политической выгоды. В то время его карьера развивалась очень успешно. Г-жа Фрилэнд в своей книге назвала его "корпоративным кочевником, который легко переключался с одного проекта на другой, по пути накапливая денежки и влияние".
Г-н Березовский вошел в круг семьи г-на Ельцина, что было нужно для приобретения контроля над такими предприятиями, как телевещательный канал ОРТ и компания "Аэрофлот". Он заимел себе не только друзей, но и врагов: в 1994 году при взрыве бомбы был уничтожен его "мерседес" и погиб его шофер.
Однако только в начале 1996 года г-н Березовский сделал свою самую смелую заявку на политическое влияние, когда на Всемирном экономическом форуме в Давосе мобилизовал российских олигархов на поддержку плана использования денег и средств массовой информации (СМИ) для переизбрания г-на Ельцина на пост президента страны в условиях, когда тому угрожало соперничество коммунистов. Но кто были эти олигархи?
В России маленькая группа собралась вокруг таких людей, как Владимир Потанин, Михаил Ходорковский и г-н Березовский; через сложный механизм подстроенных аукционов и займов, который на Западе непременно назвали бы прямым жульничеством, они захватили контроль над огромными кусками бывшей собственности советского государства, преимущественно над нефтью и другими природными ресурсами, заплатив за эти предприятия крохотную долю их реальной рыночной стоимости.
Так называемый "давосский пакт" привел к успеху, и г-н Березовский использовал ту же тактику в 2000 году, чтобы способствовать приходу во власть г-на Путина, но только затем, чтобы выяснить, что его протеже выступил против него самого.
Г-н Березовский настаивает, что выдвинутые против него обвинения в уголовных преступлениях, в частности, в мошенничестве - которые он отрицает - политически мотивированы. "Путин просто хочет помешать мне участвовать в политической жизни России", - сказал он. Он обвинил г-на Путина в том, что тому известно, что серию взрывов жилых домов в Москве осуществили не чеченские сепаратисты, как утверждает российский президент, а Федеральная служба безопасности (ФСБ), где прежде служил г-н Путин.
Подобно другим олигархам, которых некоторые россияне поливают грязью у себя на родине за их огромные богатства, г-н Березовский пытается избавиться или, по крайней мере, переделать свой имидж очаровательно-безжалостного пирата капиталистических эксцессов середины 1990-х годов. С тех пор, как он бежал из России, сказал он, он имеет возможность проводить больше времени со своими шестью детьми от трех браков, даже несмотря на то, что работает по 18 часов в сутки и спит всего три-четыре часа. После многих лет, в течение которых он был, по собственному выражению, "не очень примерным отцом", он говорит, что "впервые в жизни я хожу к ним в школу. Мне всегда точно известно, чем заняты мой 5-летний сынок и моя 7-летняя дочка".
Политические воззрения подтолкнули г-на Березовского к тому, чтобы финансировать расходы на адвокатов Ахмеда Закаева, чеченского лидера, которого удерживают в Великобритании, в то время как Россия требует его экстрадиции. Г-н Березовский создал правозащитный фонд в Нью-Йорке. Политическая активность является его пропуском на родину. "Что касается меня, то я нисколько не сомневаюсь, что, если мы выиграем парламентские выборы, я смогу вернуться в Россию, - сказал он. - Но эти две цели совпадают".
Он признал наличие у него острого эгоизма - даже, как он выразился, "любви к самому себе". "Все, что мы делаем в нашей жизни, мы делаем для себя, - сказал он. - Абсолютное ханжество заявлять, что делаешь что-то для другого человека. Когда я пытаюсь ответить на вопрос 'что есть любовь?', я говорю, что 'любовь - это высшая форма эгоизма'". "Бог учит любить ближнего, как самого себя, - сказал г-н Березовский. - Не любя себя, как вообще можно любить кого-то еще!"