Президент России Владимир Путин отверг требование инвесторов о разделе крупнейшего в мире газового концерна. Реформирование российской газовой отрасли, на что надеялись инвесторы, откладывается.
Реформы российского газового сектора, на которую так надеялись инвесторы, в обозримом будущем не будет. Президент России Владимир Путин дал ОАО «Газпром» во время торжества по случаю его десятилетия гарантию на дальнейшее существование: «Газпром как концерн, имеющий стратегическое значение, сохранится в качестве единого целого, - сказал Путин. - Государство не поддерживает планы кастрации и разделения Газпрома».
Между тем, крупнейший в мире производитель газа сообщает о катастрофическом падении прибыли. В третьем квартале прошлого года прибыль, исчисленная по международным стандартам бухгалтерского учета, сократилась на 73 процента. За девять месяцев 2002 года чистая прибыль сократилась с 980 млн. до 454 млн. евро.
Эксперты в Москве были поражены этими цифрами. Российский инвестиционный банк "UFG", акционером которого является член Наблюдательного совета «Газпрома» Борис Федоров, подчеркнул, что результат оказался ниже самых непритязательных ожиданий самых разных экспертов. Особенно устрашающим является то, что итоговые цифры оказались значительно хуже, чем цены на экспорт. Последние за период девяти месяцев снизились в Европе только на 12%, со 112 до 107 долларов США за кубический метр природного газа.
Вчера рынок ценных бумаг тут же наказал концерн: до середины дня цена на американские депозитные расписки (ARD) «Газпрома», которыми на Западе торгуют как акциями, упала на 3%. В то же время ценные бумаги монополиста в сфере электроэнергетики «ЕЭС» смогли подняться в цене на российском рынке выше среднего уровня.
Но брокеры объясняли реакцию рынка не только плохими показателями, но и отсутствием позитивных перспектив для предприятия. «Президент остановил реформы», - подытожила ситуацию московская экономическая газета «Коммерсант».
Таким образом, Путин становится не только в оппозицию к своему правительству, но разочаровывает, что касается надежд на реформы, которые могли бы привлечь в российскую газовую промышленность инвесторов. Ожидалось, что, как и в целом уже приватизированном нефтяном секторе и в государственной электроэнергетике, которой реформы предстоят, «Газпром» будет разделен на операторов трубопроводной системы и добывающие структуры.
Путин подверг критике свое доверенное лицо, главу «Газпрома» Алексея Миллера за недостаточную финансовую открытость со стороны руководства. Один сотрудник из близкого окружения Путина выразился в разговоре с корреспондентом "Handelsblatt" более ясно: «Руководство или не может или не хочет». Руководство предприятия до сих пор не провело инвентаризацию собственности концерна и не знает, что входит в его состав, и где и за что было заплачено. Все требования Наблюдательного совета о более эффективной экономической деятельности, членом совета является глава «Рургаза» Буркхардт Бергман (Burckhardt Bergmann), а большинство его составляют представители государства, блокируются.
Как закончится спор относительно реформ в «Газпроме», вопрос остается открытым. Во всяком случае, премьер Михаил Касьянов предупреждает: «Отсутствие конкуренции (в газовом секторе) может стать тормозом экономического роста для всей страны»