20 февраля 2003 года. Может ли Россия жить с многонациональным населением? В Москве, кажется, вновь усиливается озабоченность, что китайцы фактически захватывают территории российского Дальнего Востока. Кремль ужесточает требования к выдаче виз иностранным рабочим, несмотря на то, что это вредно отражается на экономике удаленных регионов, которые возрождают к новой жизни китайские рабочие и бизнесмены. Если целью более строгого пограничного режима является сохранение Владивостока и Хабаровска в составе России, то это ужасная ошибка.
Прогнозируется, что миграция китайцев на российский Дальний Восток будет массированной и неодолимой, и это заставляет россиян нервничать. В декабре прошлого года российский министр Владимир Зорин опубликовал данные переписи, которые показывают, что 390000 китайцев прибыли в страну без надлежащим образом оформленных виз. По другим оценкам, в действительности таких нелегалов в 5-30 раз больше заявленной министром цифры. И это без учета тысяч китайцев, которые прибыли в Россию легально, иногда воспользовавшись такими уловками, как вступление в брак по расчету.
Россияне винят китайцев во всевозможных социальных недугах. Но эти заявления безосновательны, ибо в последнее десятилетие иммигранты трудятся изо всех сил, чтобы улучшить собственную жизнь, тогда как местные россияне, не желающие трудиться и жалующиеся на отсутствие помощи от Москвы, все глубже увязают в бедности.
Миграция миллионов китайцев подобна неодолимой природной силе. Плотность населения на китайском берегу реки Амур примерно в 50 раз выше, чем на российском берегу. А когда средние размеры сельскохозяйственной фермы в Китае составляют немногим более 0,1 га, в то время как в России огромные площади плодородных земель остаются необработанными, нетрудно видеть, почему китайцы идут в Россию.
В глобализованном мире Россия может наилучшим образом поддержать свою заявку на удаленные дальневосточные территории, проводя политику развития полного экономического потенциала этого региона. Если не пускать туда китайцев, то тем самым лишь повышается вероятность того, что Пекин, в конечном счете, начнет все громче заявлять о своих правах на эту территорию, которую династия Куинг (Qing) уступила имперской России в середине 1800-х годов.
Нынешний режим в Пекине сумел урегулировать большинство пограничных разногласий с Россией, но будущее правительство вполне может начать доказывать, что земля, которую Китай утратил в результате "неравноправных соглашений", должна быть ему возвращена, как это сделала Великобритания, когда вернула Гонконг. Российское население Дальнего Востока, составляющее сегодня около 6 млн. человек, после распада Советского Союза уменьшилось более чем на 10% и будет и в дальнейшем сокращаться, если не наступит поворот в экономике, а это дает Китаю основания для предъявления претензий, что эта земля, которая нужна для выживания его неуклонно растущего населения, остается невозделанной.
Но, если Москва пригласит предприимчивых китайцев заселить Дальний Восток и сделать его процветающим и производительным, то у этого региона появятся хорошие шансы стать привлекательным для россиян и прочих граждан, желающих заниматься бизнесом. Несмотря на свою репутацию холодного края, значительную часть региона можно сделать обитаемой, обеспечив требуемые инвестиции в инфраструктуру. В этом регионе много ценных природных ресурсов. Чем привлекательнее для внешних инвесторов станет этот регион, тем больше там станет людей, заинтересованных в поддержании стабильности российского правления, в том числе и самих китайцев, которые во многих других государствах доказали, что являются добропорядочными гражданами.
Разумеется, для того чтобы это стало возможным, россиянам следует изменить свои ксенофобные воззрения. Но и это тоже было бы неплохо.