Москва, 21 февраля 2003 года. Михаил Горбачев обрушился с нападками на Великобританию за ее иракскую политику, назвав эту страну "государством-сателлитом" Соединенных Штатов, и предостерег эти две страны от решимости воевать во что бы то ни стало. "Тони Блэр (Tony Blair) принял в принципе политику сотрудничества с Соединенными Штатами, - заявил бывший советский руководитель в интервью газете "The Times". - Я думаю, это становится похожим на драму: британцы остаются верными США вне зависимости от последствий для нашей планеты и для США, для всех наций, включая Великобританию. Ситуация слишком серьезна для подобного догматизма".
Г-н Горбачев, расслабленный и веселый, в современном офисе своей аналитической организации "Фонд Горбачева", не менее критически отозвался и о стратегии по Ираку администрации Буша-младшего (George W. Bush). Вспоминая о собственных радикальных реформах 1980-х годов, он заявил, что Америке нужна программа перестройки, чтобы заново обдумать свою геополитику и не прибегать к "управлению миром с помощью силы". Он сказал: "Создается впечатление, что каждый американский президент должен иметь одну, по меньшей мере, войну, а еще лучше две. Это стало своеобразной традицией, и здесь также нужна доза перестройки, чтобы расстаться с идеей всегда полагаться на свою силу и управлять миром с помощью силы".
Политика г-на Горбачева в конце 1980-х годов вызвала к жизни такие силы, которые он не смог контролировать. В 1991 году Советский Союз распался, и ему после неудавшегося государственного переворота пришлось уйти с поста президента. Новый мировой порядок, в котором глобальная гегемония была вручена Соединенным Штатам, оказался глубоким, пусть даже и неумышленным следствием политических инициатив г-на Горбачева, за которые история будет его помнить.
Г-н Горбачев, которому в 1990-м году была вручена Нобелевская премия мира, является вторым пожилым государственным деятелем за последние месяцы, который критикует американскую и британскую политику по Ираку. В январе Нельсон Мандела (Nelson Mandela) обвинил президента Буша-младшего в том, что тот не способен трезво мыслить и своей войной против Ирака хочет ввергнуть мир в "холокост".
Г-н Горбачев, который уже не играет активной роли в российской политике, но охотно делится с другими своими мнениями, не пожелал быть втянутым в дискуссию относительно того, использует ли президент Владимир Путин вето России в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) в случае голосования второй резолюции, разрешающей применение силы против Ирака. Г-н Путин заявляет, что в данное время он не поддерживает применение силы в Ираке, хотя многие аналитики считают, что скорее всего он, в конечном счете, уступит давлению США.
Г-н Горбачев, которому сейчас 72 года, коротает свои дни в расположенном в центре Москвы великолепном офисе своей неправительственной аналитической организации, само существование которой стало возможным благодаря созданным им условиям для осуществления реформ. Его можно мгновенно узнать по его расслабленным манерам и характерному южному акценту Ставропольского края, откуда он родом. Он говорит, что Америка находится в тисках "военно-промышленного комплекса". Как и многие европейские левые, он признает новые реалии мира после 11 сентября, но обвиняет Соединенные Штаты в том, что те рассматривают их через призму мышления "холодной войны".
"Сколько десятилетий шла "холодная война"? Однако же мы нашли выход из положения, - сказал он. - Мы приняли конвенции по химическому и биологическому оружию и, что самое важное, мы их соблюдали".
Опытный советский руководитель, которого 18 лет назад избрали Генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, равным образом заявлял в прошлом, что Соединенные Штаты поддерживают соглашение между Россией и Организацией Североатлантического договора (НАТО).
В прошлом году он обвинил Соединенные Штаты в использовании тактики "холодной войны", когда те без санкции ООН предприняли военную акцию против движения "Талибан".
В интервью корреспонденту BBC он сказал: "Я говорю вам, когда ООН ничего не значит, когда СБ ничего не значит, то это возврат к 'холодной войне'. Это отдает 'холодной войной' и ее методами решения проблем".
Дни "горбомании", вполне возможно, прошли, но г-н Горбачев по-прежнему посылает сообщение, которое вызовет резонанс среди его бывших сторонников на Западе: "Если будет война, я бы сказал, что мы получим совершенно иной мировой порядок, который не станет проще для Соединенных Штатов и их ближайшего сателлита, Великобритании. Посеешь ветер - пожнешь бурю".
Горбачевское наследие обеспечивает ему неоднозначное место в глазах российского народа. Его реформы дали им свободу, но ценой существенно уменьшившейся роли страны в мировых делах. Хотя рыночные реформы в России были проведены уже его преемником, Борисом Ельциным, г-на Горбачева тоже винят за многие из социальных последствий этих реформ. На президентских выборах 1996 года он набрал всего 0,5%.