20 февраля 2003 года. Российский министр иностранных дел Игорь Иванов в четверг предостерег, что на работающих в Ираке инспекторов Организации Объединенных Наций (ООН) по вооружениям оказывается "очень сильное давление" с тем, чтобы те либо покинули страну, либо представили в Совет Безопасности (СБ) материалы, которые можно использовать как предлог для начала военной операции против Ирака.
Его драматичное утверждение, основывающееся на якобы имеющихся у Москвы данных, выдвигает на передний план вопрос о том, до какой степени члены СБ ООН надеются, что инспекторы по вооружениям помогут им найти выход из тупика в связи с возможной войной. Все упирается в вопрос о том, оправдывает ли насущная угроза со стороны Саддама Хусейна (Saddam Hussein) военные действия против него - и их последствия. Франция яростно утверждает, что не оправдывает; США говорят, что под угрозой мировой порядок.
После целого месяца все более утвердительных заявлений не остается, кажется, места для компромисса, и все стороны в этом конфликте ожидают от инспекторов, что те либо окажут им однозначную поддержку, либо обеспечат им необходимое политическое прикрытие, если те решат отказаться от своей позиции.
"Голуби" в СБ хотят продемонстрировать, что инспекции способны добиться мирного разоружения Ирака, тогда как "ястребы" хотят получить подтверждение, что Ирак не желает полностью подчиняться требованиям резолюций ООН, тем самым делая инспекции невозможными.
В то время как официальные представители США отрицают какие бы то ни было неблаговидные маневры ("Мы отвергаем инсинуации в отношении того, что мы оказываем давление на инспекторов", - говорит один из них), другие дипломаты ООН в частном порядке высказывают мнения о том, что давление на главного инспектора Ханса Бликса (Hans Blix) стало правдой жизни. Стремясь отыскать выход из создавшегося положения, некоторые страны предлагают установить четкие параметры, по которым можно будет судить о степени сотрудничества Ирака, но официальные представители США заявляют, что даже эти параметры могут стать объектом манипуляций.
В Багдаде, как сообщают европейские посланники, Россия и Франция, а также и соседи Ирака усиливают давление на иракское правительство с тем, чтобы то пошло на важные уступки еще до запланированного на март обсуждения доклада главных инспекторов ООН по вооружениям.
Как известно, г-н Бликс после почти 3-месячной работы не представил никаких конкретных доказательств наличия или отсутствия в Ираке оружия массового поражения (ОМП), и есть сомнения, что он такие доказательства даст в своем следующем докладе 28 февраля с.г. Он продемонстрировал также, что давление не влияет на его решения.
После его последнего доклада начались полеты над Ираком разведывательных самолетов U2, против которых Багдад прежде возражал, и был принят указ иракского президента, запрещающий производство и импорт ОМП. Однако остаются вопросы, является ли данный указ достаточным. Инспекторы ООН недовольны отсутствием прогресса в личных интервью с учеными. На данный момент лишь трое из 31 человека, с которыми захотели побеседовать инспекторы ООН, согласились беседовать на условиях Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекции (Unmovic), которая осуществляет инспектирование программ разработки химического и биологического оружия и баллистических ракет, и все эти беседы состоялись еще до последнего доклада г-на Бликса.
Другой ключевой проверкой могла бы стать судьба иракских ракет "al-Samoud 2", которые во время летных испытаний превысили разрешенную Ираку дальность стрельбы. США и Великобритания ожидают, что инспекторы ООН признают эти ракеты запрещенными и потребуют их уничтожения.
Но даже это может вызвать разногласия. Если Ирак согласится, "голуби" станут утверждать, что это доказывает, что инспекторы делают свое дело. США, однако, настаивают, что эти ракеты свидетельствуют о том, что Багдад продолжает бросать вызов резолюциям ООН - и предостерегают, что частичное разоружение Ирака их не удовлетворяет.
Официальные лица США говорят, что прогресс будет измеряться также тем, сумеет ли Ирак предоставить больше документов по остающимся нерешенными вопросам разоружения. Западные дипломаты подозревают, что иракское правительство, вполне возможно, уступит требованиям ООН, быть может, даже до представления второго доклада инспекторов, хотя, как всегда, только в последнюю минуту.