Мюнхен, 21 февраля 2003 года. Америка, как представляется, все глубже запутывается в сплетенных Организацией Объединенных Наций (ООН) сетях, попадая из одной неудачи в другую в не выражающем ей сочувствия Совете Безопасности (СБ). Руководители России, Франции и Германии, очевидно, решили воспользоваться иракским кризисом для того, чтобы с помощью ООН подорвать глобальное господство Соединенных Штатов. Они, кроме того, создают в Европе своеобразную "ось".
Российский президент Владимир Путин, посещая на прошлой неделе Германию и Францию, неожиданно вновь вытащил на поверхность старые предложения о перестройке международной системы из "однополярной" (то есть основанной на господстве США) в "многополярную" (путем создания региональных противовесов США). Г-н Путин несколько раз заводил об этом разговор, подкинув эту идею также канцлеру Германии Герхарду Шредеру (Gerhard Schroeder), который впоследствии старательно и дословно ее повторил. [Это для Жака Ширака (Jacques Chirac) является дежавю (deja vu - нечто давно знакомое, фр.)]
Г-н Путин обыкновенно предлагает эту тему как сладостную музыку для ушей коммунистических китайцев, но очень редко - европейских лидеров и никогда - американцев. Ведь, в конце концов, это подразумевает геостратегическое соперничество и перераспределение силы.
Господа Путин, Ширак и Шредер опубликовали совместную декларацию по Ираку, в которой осудили американскую и британскую позицию по всем существенным пунктам, хотя и не назвали США и Великобританию. На тот случай, если кто-то пропустил это сообщение из Парижа (а многие в самом деле его не услышали), г-н Путин позднее растолковал значение их декларации для аудиторий по обе стороны Атлантики:
"Я думаю, что не каждый понял, что произошло, не каждый проанализировал этот шаг. Это первая со времен второй мировой войны попытка разрешить острый международный кризис, который протекает вне рамок какого-либо блока. Это первый кирпич, заложенный в строительство многополярного мира. Подобный документ не мог появиться ни в какой другой европейской столице, не мог появиться в России, потому что нас бы немедленно обвинили в попытке вбить клин между Америкой и Европой. Это могло случиться только в Париже - и это для президента Ширака историческое достижение".
Эти слова подразумевают программу совместных действий: попытку обойти Организацию Североатлантического договора (НАТО), уменьшить роль США в европейских делах и усилить роль России в Европе посредством нарождающейся "оси" Париж-Берлин-Москва. И все это в условиях, когда Москве оставляется достаточная свобода для закулисного посредничества между Парижем и Берлином, с одной стороны, и Вашингтоном, с другой.
Г-н Путин ухватился за возможность прибавить вес России к "оси" Париж-Берлин, поощряя ее к тому, чтобы выступить в качестве противовеса США в СБ ООН и в НАТО. Со своей стороны, Кремль проявляет большее, чем французское и немецкое правительства, умение. Он старательно избегает открытой политической конфронтации с Вашингтоном и старается не проявлять эмоций, которыми в данный момент окутаны некоторые официальные решения в Париже и в Берлине.
Более того, появление в Европе этой антиамериканской парочки усиливает рычаги влияния Москвы в самостоятельных переговорах с Вашингтоном, например, по вопросу компенсации возможного согласия России на военную акцию США в Ираке. Новый тандем Париж-Берлин - где Париж играет роль ведущего - в настоящее время бросает вызов Соединенным Штатам и их сторонникам в Европе на нескольких фронтах одновременно.
Один из лидеров немецких "зеленых" недавно заметил, что немецкие красно-зеленые левые и французские консерваторы образуют необычную комбинацию, которая обеспечивает этим усилиям политический мускул.
Ранее в текущем месяце Париж и Берлин - с благословения Москвы - озвучили предложения, которые направлены на превращение системы военных инспекций в Ираке из просто неэффективного механизма в рычаг против США.
В НАТО троица в составе Франции, Германии и Бельгии в течение 6 месяцев блокировала принятие серии мер по защите Турции от иракских ударов в случае войны против Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Из этого тупика удалось выйти только 16 февраля, достигнув компромисса, который уменьшил масштаб мер защиты.
Несколько дней назад французское правительство выступило с публичным предостережением, что Париж и Берлин совместно заблокируют прием Болгарии в НАТО и в кандидаты на вступление в Европейский Союз (ЕС) по причине тесных связей этой страны с США - конкретно потому, что Болгария высказала поддержку Соединенным Штатам в дебатах в СБ ООН по Ираку.
Во время экстренного саммита ЕС 16-17 февраля в Брюсселе г-н Ширак обвинил кандидатов на вступление в ЕС из числа стран Центральной и Восточной Европы в том, что они являются проамериканскими, и пригрозил лишить их ожидаемых выгод от членства в ЕС. Они тут же бросились на него в контратаку, в результате чего г-н Ширак публично оказался в самом затруднительном положении за всю его международную карьеру.
Вступление этих стран в ЕС и в НАТО - как непреднамеренный результат - решительно помешало бы французским или франко-германским амбициям в отношении выработки (с ними во главе) особенной "европейской" внешней и оборонной политики, которая бы конкурировала с политикой США. Расширение НАТО означало бы также конец голлистских привычек разыгрывать против Соединенных Штатов карту "основной Европы" и России.
Пока что подавляющее большинство европейских стран не проявляют желания, чтобы ими командовал тандем Париж-Берлин, и не хотят также ослаблять свои связи с США. Это в особенности относится к странам, которые недавно вступили в НАТО или готовятся вступить в этот альянс. Эти страны видят в Соединенных Штатах единственную реальную гарантию своей безопасности и потому очень хотят укреплять НАТО, чтобы Америка оказалась навсегда привязанной к Европейскому континенту.