Похоже, между медиа-гигантами Франции разворачивается настоящая война. Самый массовый политический еженедельник Пятой Республики - иллюстрированный журнал L'Express начинает атаку против ведущего ежедневного издания страны - газеты Le Monde. В номере 2694 за 20 февраля L'Express на 14 страницах своего номера публикует отрывки из сенсационной книги, которая выходит в свет 26 февраля. Эта 600-страничная книга - своего рода журналистское расследование, проливающее свет на неприглядные стороны работы Le Monde.
На сайте L'Express оперативно открывается рубрика под заголовком «Можно ли еще читать Le Monde?», где публикуются письма читателей, возмущенных теневыми сторонами деятельности Le Monde и восхищающихся смелостью L'Express. Как отмечает в номере за 20 февраля французская газета Liberation, публикация отрывков книги в L'Express - проявление неприязни между двумя патронами - главой
L'Express Дэни Жамбаром и владельцем Le Monde Жан-Мари Коломбани.
Обложка L'Express выходит с большим заголовком - «Скрытое лицо Le Monde». Так называется статья руководителя L'Express Дэни Жамбара, предваряющая публикацию отрывков из книги, посвященной Le Monde.
Автор, в частности, отмечает: «Издание, ставшее справочным пособием для тех, кто ценит информацию, известная вечерняя газета показана в неприглядном свете в знаковой книге, написанной Пьером Пеаном и Филиппом Коэном. L'Express получил эксклюзивное право на публикацию этой (еще не изданной) книги
«Это нормально, когда критикуют Le Monde, и мы должны принимать это как комплимент», - так заявил 4 октября 2002 года в интервью изданию "Livre Hebdo" Эди Пленель, директор редакции самой престижной ежедневной газеты Франции. Таким образом, он сам узаконил расследования и вопросы о деятельности своего издания.
Однако мог ли он предположить, что книга Пьера Пеана и Филиппа Коэна пойдет так далеко в своем расследовании? Эта книга - 600-страничный документ, из которого L'Express предлагает отрывки из 7 глав.
То, о чем говорится в книге (о Корсике, президентской кампании, о падении Жан-Мари Месье, поражении Лионеля Жоспена и т.д.), показательно в отношении методов и скрытых умыслов руководителей такого института, каким является Le Monde. Кроме того, это также - другая версия истории недавней общественной жизни Франции.
За маской журналистского идеала скрывается не только стремление к могуществу, которое использует все возможности власти, но также цинизм, психологическое давление, злоупотребление положением, автократия. Le Monde, оказавшись в центре расследования, лишенного снисходительности, вдруг предстает в роли центрального и двойственного актера нашей демократической жизни.
«Le Monde пугает», написал однажды нынешний директор издания Жан-Мари Коломбани. Это правда, ибо газета слишком уж отдалилась от воли своего создателя Убера Бев-Мери, который намеревался предложить своим читателям «просвещенный и интеллектуально честный взгляд на окружающий мир».
«Le Monde пугает». Это - правда, ибо Пьер Пеан и Филипп Коэн столкнулись с неимоверными трудностями в ходе всего своего двухлетнего расследования, которое может показаться документом для выдвижения обвинения, но которое не является ни чем иным, как журналистским произведением, использовавшим классические правила этой профессии (с поиском показаний свидетелей и документов).
«Le Monde пугает». Об этом мы подумали, прежде чем публиковать отрывки из этой книги. Прежде всего, нас заподозрят в том, что L'Express (и, в частности, автор этих строк) хочет свести счеты с изданием, которое предприняло в 1997 году попытку выкупить наш еженедельник. Сегодня мы являемся мощной медиа-группой, конкурирующей с газетой Le Monde, которая все еще считает себя «единственным изданием, оппозиционным властям, изданием, которым владеют журналисты, которые ищут правду без прикрас».
Все эти обвинения против нас будут выдвинуты. Тем не менее, мы поместили на обложке сегодняшнего номера название исследуемой книги. Долгие годы газета Le Monde, руководствуясь своей «моралью», давала положительные и негативные оценки одним и другим, именно она составила список «неприкасаемых» СМИ. Так что вполне естественным является то, что теперь и сама газета Le Monde становится объектом расследования. С момента своего создания более полувека назад Le Monde играет исключительную роль в общественной жизни Франции. Это не только орган печати, это - общественный институт, который участвует в публичных дебатах и влияет на них.
Мы являемся давними читателями Le Monde, однако около 10 лет назад у нас возникло ощущение, что нашу газету украли. Почему? Первые подозрения возникли в 1995 году, когда газета повела кампанию в пользу Эдуара Балладюра (бывший премьер-министр, сторонник правоцентристов - прим. пер.) Почему это делалось исподтишка, не путем открытой поддержки Балладюра, а методом публичной атаки на его конкурентов?
С того дня мы уже перестали читать эту газету так, как читали ее раньше, ибо находили в ней такое количество журналистских расследований, такое самодовольство и необъяснимое желания навредить, что стало очевидным полное перерождение газеты. Вчерашняя Le Monde критиковала, но уважала своих противников, сегодняшняя Le Monde без колебаний поливает их грязью и топчет. Но когда речь заходит о ее финансировании или соглашательской политике ее руководителей, то тут газета скрывает истину или лжет своим читателям. В то время как эта газета поучает политиков и бизнесменов, ее собственные руководители охотно забывают о принципах морали, когда речь заходит об их собственном поведении. Они добиваются для себя выгод от частных компаний и угрожают «слить» в прессу компромат на тех бизнесменов, которые не соглашаются пойти навстречу требованиям Le Monde.
Нынешний директор редакции Эди Пленель создал в редакции атмосферу страха, что затрудняет какую-либо критику руководства газеты со стороны сотрудников. Газета занимает важное место в жизни и функционировании Республики, так как она терроризирует политиков, тревожит экономистов, запугивает издателей, интеллектуалов и представителей профсоюзов. Будучи в центре французской медиа-системы, эта газета нейтрализует большинство других изданий.
Вот почему мы решили расследовать деятельность тех, кто сам берет на себя право проводить журналистские расследования».
Далее еженедельник L'Express публикует отрывки из указанной выше книги, посвященной газете Le Monde. Вот один из фрагментов книги: «Эди Пленель (директор редакции Le Monde - прим. пер.) всегда восхищался миром полиции. Немало его друзей-троцкистов помнят об этой его особенности. Еще будучи молодым шефом рубрики в Le Monde, он сразу стал поддерживать Бернара Делепляса, генерального секретаря Федерации профсоюзов сотрудников полиции, который после прихода к власти в 1981 году Франсуа Миттерана стал вторым после шефа МВД полицейским Франции.
За более чем 10 лет Пленель завязывает с Делеплясом такие тесные отношения, которые вряд ли могут существовать между журналистом и осведомителем. Пленель предстает в роли суперсоветника главы профсоюзов. Он редактирует Делеплясу меморандум, который тот должен вручить министру. В свою очередь, Делепляс использует Пленеля и его газету для того, чтобы донести до главы МВД нужные для себя требования. Вот так Пленель становится влиятельным человеком в системе МВД.
В 1985 году Пленель активно участвует в создании печатного издания профсоюза, возглавляемого Делеплясом, - «Полиция сегодня». Пленель четко наладил систему сбора конфиденциальной информации: дело дошло до того, что Делепляс поручал своим подчиненным полицейским заниматься вне рабочего времени сбором следственной информации, которая предназначалась специально для Пленеля. За это он им платил наличными.
Но тандем Делепляс-Пленель пошел слишком далеко. Став могущественным благодаря Делеплясу, Пленель воодушевляет своего друга на «написание» книги под название «Жизнь полицейского», которая выходит в свет в 1987 году. Le Monde поет этой книге дифирамбы. Вскоре Делепляс создает компанию Barbara Boistel, которая занимается размещением рекламы в изданиях профсоюзов МВД. Коллеги по профсоюзу, уличив его в финансовых злоупотреблениях, вынуждают его к отставке. Но тут на помощь Делеплясу приходит Пленель, который публикует в Le Monde статью, в которой обрушивается с критикой на противников Делепляса».
В книге, отрывки из которой публикует L'Express, далее отмечается, что в настоящее время власть в газете Le Monde узурпировали три должностных лица - директор издания Жан-Мари Коломбани, директор редакции Эди Пленель и директор наблюдательного совета Ален Минк. Коломбани внедрил в газете новую систему избрания директора издания, которая исключает конкуренцию. Благодаря этой системе, он дважды - в 1994 и 2000 гг. - избирается на этот пост на безальтернативной основе.