План Маршалла был звездным часом Америки. После первой мировой войны победители сделали то, что обычно делают все победители: они потребовали от побежденных репараций. Однако после второй мировой войны Америка сделала нечто беспрецедентное: она предоставила помощь в огромных объемах как своим союзникам, так и поверженным врагам.
Конечно, это не было бескорыстным альтруизмом, в этой помощи был долгосрочный, осознанный интерес. Лидеры Америки понимали, что содействие процветанию, стабильности и становлению демократии имеет не меньшее значение, чем наращивание военной мощи для борьбы с коммунизмом.
Однако есть основания подозревать, что нынешние руководители США посмеялись бы над подобной "помощью в становлении государств". И сегодня они, несомненно, следуют совершенно другой стратегии.
Дело не в том, что администрация Буша склонна к жадности. В действительности она раздает помощь направо и налево. Например, она предложила Турции помощь в размере 26 миллиардов долларов, если та проигнорирует мнение общественности и поддержит войну против Ирака.
Некоторые наблюдатели так же отмечают, что администрация превратила обычный бюджет помощи иностранным государствам в инструмент военной дипломатии. Небольшие страны, заседающие в Совете Безопасности ООН, на свои просьбы о помощи внезапно получили положительные ответы, являющиеся очевидной попыткой повлиять на их голосование. Циники даже говорят, что декларируемая президентом Бушем "коалиция добровольцев" превратилась в "коалицию купленных".
Однако очевидно, что великодушие закончится сразу после падения Багдада.
Например, посмотрите на наше поведение в Афганистане. В начале деньги выделялись беспрепятственно; в победе над движением "Талибан" подкуп полевых командиров имел такое же значение, как и действия спецназа или удары "умными" бомбами. Но президент Буш пообещал, что наш интерес к Афганистану не исчезнет после победы в войне, что мы не забудем про Афганистан, что мы поможем восстановлению страны и обеспечению мира. Итак, сколько средств выделила администрация на восстановление этой страны в бюджете на 2004 год?
Нисколько. Команда Буша забыла об этом. Смущенным работникам аппарата Конгресса пришлось вписывать 300 миллионов долларов, чтобы исправить эту ошибку. Именно поэтому Турция, требуя еще денег, просит и письменные гарантии их предоставления. Чиновники из администрации оскорбляются, когда турки говорят, что им недостаточно личных заверений г-на Буша. Однако турки знают, что произошло с Афганистаном, также они знают и то, что после того, как были выключены телекамеры, прекрасные слова о помощи Нью-Йорку, пожарным и другим не превратились в живые деньги.
С Ираком получится то же самое. Во вторник Ари Флейшер (Ari Fleischer) заявил о том, что Ирак сможет заплатить за свое восстановление - хотя эксперты и предупреждают о том, что пройдут годы перед тем, как нефтяные месторождения заработают во всю мощь. В неофициальной обстановке некоторые чиновники даже называют иракскую нефть "военной добычей".
Вот мы и пришли к главному. Эта администрация строит планы войны, а не планы Маршалла: миллиарды на боевые действия, ни одного цента на восстановление.
Нынешняя администрация не заботится о долгосрочных последствиях, примером тому может служить ее налоговая политика. Она стремится к войне, и нет ни одного малейшего признака, что она проявляет интерес к скучной, дорогостоящей задаче построения справедливого и прочного мира.