Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ричард Холбрук: США совсем не обязательно действовать таким образом

Даже сверхдержаве для поддержания глобального влияния необходимы друзья и союзники

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня едва ли у кого имеются сомнения относительно того, что Саддам Хусейн является самым опасным в мире лидером. Если его оставить во власти, он несомненно найдет способ воссоздать свой арсенал оружия массового поражения. Однако администрация Буша-младшего в последние дни теряет свои позиции практически на всех фронтах. Ей, вполне возможно, придется вступать в войну при сокращающейся поддержке общественности не только за рубежом, но и у себя дома.

Г-н Холбрук был послом США при Организации Объединенных Наций в годы правления президента Билла Клинтона

23 февраля 2003 года. Американская администрация в данный момент оказалась перед опасной дилеммой, отчасти потому, что ее военные и дипломаты действуют несогласованно, а отчасти потому, что она не сумела сохранить историческую лидирующую роль Америки в ключевых альянсах. Это особенно огорчительно накануне войны, которая, если она окажется неизбежной, могла бы найти достойное обоснование в международных законах и правилах и одобрение на основе уже принятых Советом Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) резолюций - без необходимости в принятии еще одной резолюции.

Сегодня едва ли у кого имеются сомнения относительно того, что Саддам Хусейн (Saddam Hussein) является самым опасным в мире лидером. Если его оставить во власти, он несомненно найдет способ воссоздать свой арсенал оружия массового поражения (ОМП). Однако администрация Буша-младшего (George W. Bush) в последние дни теряет свои позиции практически на всех фронтах. Ей, вполне возможно, придется вступать в войну при сокращающейся поддержке общественности не только за рубежом, но и у себя дома.

Разумеется, американцы - патриоты и они объединятся вокруг мужчин и женщин в военной форме. Однако надвигающаяся война связана с критическим риском: принимая во внимание слабую базу ее поддержки, придется вести ее с самого начала очень быстро, относительно чисто и очень успешно, иначе негативные последствия будут исключительно высокими. Быстротечная война при минимальных потерях с обеих сторон, война, в которую не будет втянут Израиль и которая не приведет к эскалации терроризма на родине - это надежда всякого американца.

Администрация США, кроме того, рассчитывает достичь своих целей, не только военных, но и политических с помощью стратегии, основанной преимущественно на подавляющем военном превосходстве Америки над Ираком. Однако даже сверхдержаве для поддержания глобального влияния необходимы друзья и союзники.

В последние 60 лет Соединенные Штаты последовательно и успешно сочетали свое военное превосходство с моральным и политическим лидерством в мире. К сожалению, в данном случае некоторые члены администрации США и многие из ее самых ярых сторонников отказались от этой традиции и действовали так, как если бы могли игнорировать важность традиционных уз дружбы.

К сожалению, некоторые из ключевых союзников, в частности Франция и Германия, тоже оказались не на высоте; их поведение несомненно поощрило г-на Хусейна к тому, чтобы думать, что он сможет внести раскол в коалицию и тем самым выжить.

Не исключено, что вследствие оппозиции Франции и России СБ ООН не удастся принять новую резолюцию по Ираку, разрешающую применение силы, и тогда все преимущества Соединенных Штатов, полученные в результате принятия резолюции 1441, будут утрачены: у многих создастся впечатление, что последующая военная акция США проводится вопреки воле СБ.

Новая резолюция все еще возможна, однако Соединенным Штатам никогда не следует ставить себя в такое положение, когда жизненно важный национальный интерес оказывается в зависимости от решения международного чиновника или другого суверенного правительства.

В примерно схожей ситуации 1999 года администрация Клинтона (Bill Clinton) и наши союзники по Организации Североатлантического договора (НАТО) решили бомбить Сербию (на протяжении 77 суток), даже не попытавшись заручиться согласием на это ООН после того, как стало ясно, что Россия наложит вето на любое предложение такого рода.

В конечном итоге чистая военная мощь, вероятно, позволит нам одержать победу над сравнительно слабым врагом. Но тот неуверенный дипломатический процесс, который привел администрацию США на самый край начала войны в тот самый момент, когда растет международная оппозиция ей, не делает легкой жизнь для тех, кто поддерживает цель принуждения Ирака к выполнению существующих резолюций СБ ООН - цель, которую и Вашингтон, и Лондон рискуют запутать своей странной просьбой о никому не нужной новой резолюции.

Эта новая резолюция ничего хорошего не сулит и крайне важной пост-хусейновской фазе, где недавно раскрытые Вашингтоном планы военного контроля США над Ираком могут только лишь породить опасения, что Соединенные Штаты, в конечном счете, окажутся в западне в "этих неблагодарных пустынях", как выразился Уинстон Черчилль (Winston Churchill) после гибели в Ираке в 1920 году нескольких британских офицеров.