Москва, 26 февраля 2003 года. Национальный алкогольный напиток России страдает от проблемы своего имиджа на собственной земле. Молодые люди пьют меньше водки и больше пива в условиях, когда соображения, связанные со здоровьем, более качественные сорта пива и хороший маркетинг способствуют переориентации внутреннего рынка.
Это значит, что, как прогнозируют маркетинговые фирмы, россияне в нынешнем году впервые собираются потратить больше денег на пиво, чем на водку. "Это определенно произойдет", - сказал Вики Дарвин (Vicky Darwin), директор маркетинга английской фирмы маркетинговой информации и анализа "Concise Business to Business Information".
Это большая перемена в стране, которая провозглашает себя родиной водки. (На эту честь претендует также и Польша.) "Водка является национальным российским алкогольным напитком. Ее пьют в таких количествах, которые удивляют и ужасают многих иностранцев, посещающих Россию", - сказано в одном анализе, который был опубликован в прошлом году глобальной исследовательской фирмой "Euromonitor International".
Однако продажа водки в стране падает. Ожидается, что тенденция отказа от дешевых сортов водки, которые по-прежнему превалируют в общем объеме продаж, сохранится даже в случае, если россияне и в дальнейшем будут много выпивать. Россия потребляет больше алкоголя на душу населения, чем любая другая страна мира, а темпы роста числа алкоголиков в этой стране вызывают беспокойство органов здравоохранения. Но данные фирмы "Euromonitor International" свидетельствуют, что потребление в стране пива в период 2002-2007 годов будет расти со среднегодовым темпом 7,4%, тогда как потребление водки будет падать с темпом 2,3% в год.
Однако у водки остаются свои приверженцы. Водка - очень популярный алкогольный напиток в Соединенных Штатах, где на ее долю приходится каждая пятая проданная населению бутылка спиртного. Однако пиво все-таки более популярно. Американцы выпивают более 22 галлонов (1 американский галлон = 3,78533 л) пива на душу населения в год и чуть более 1 галлона крепких спиртных напитков.