28 февраля 2003 года. Россия и Китай вчера усилили свои выступления против войны в Ираке требованием дипломатического решения. Однако эти две державы, которые являются постоянными членами Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) и имеют право вето, постарались составить совместное заявление в таких выражениях, которые не должны быть восприняты Вашингтоном как прямое оскорбление. В опубликованном в Пекине совместном заявлении сказано, что обе страны "подтверждают свою твердую решимость продолжать поиски мирного решения проблемы Ирака всеми возможными способами, исходя из веры в то, что войны можно и нужно избежать".
Обе страны имеют серьезные причины выступать против американской политики, россияне - потому что они опасаются потери ценных нефтяных контрактов в Ираке, а китайцы - потому что они опасаются, что однажды станут объектом слишком деятельного мирового полицейского. Равным образом, ни одна из этих стран не может себе позволить сделать Соединенные Штаты своим врагом.
Пекин заявил о том, что выступает против второй резолюции СБ ООН, после того, как в Китае побывал российский министр иностранных дел Игорь Иванов. Китайское руководство принимало у себя также и государственного секретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell), однако, российский гость, надо полагать, оказался для них более важным, и г-н Пауэлл отбыл восвояси ни с чем. Пекин призвал к мерам по избежанию войны в Ираке и настаивал на том, что иракский кризис необходимо разрешить политическими и дипломатическими средствами.
Считается, что китайское руководство не может себе позволить серьезного раскола с руководством США. Китай находится в полной зависимости от экспорта своих товаров в США, объем которого составляет 100 млрд. долл. в год. Он, кроме того, не хочет, чтобы после окончания войны его отстранили от дешевой иракской нефти. Следовательно, Пекин будет поддерживать Россию в СБ ООН, но лишь до тех пор, когда его позиция станет серьезной помехой для США. Предполагается, что Китай использует свое право вето в СБ ООН только в случае, если провал американской резолюции будет предрешен, тем самым защищая себя от гнева Вашингтона. Сегодня наиболее вероятным считается, что Китай при голосовании новой резолюции по Ираку воздержится.
Российский президент Владимир Путин во время переговоров с французским президентом Жаком Шираком (Jacques Chirac) ранее в этом месяце в первый и единственный пока раз заявил, что Россия использовала свое право вето в прошлом и может использовать его вновь. Однако в телефонном разговоре с президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush) г-н Путин, после того как они согласились вести поиски решения иракского кризиса с учетом "интересов международного сообщества", подтвердил, что не станет ставить г-на Буша-младшего в неловкое положение.
"Единство Организации Объединенных Наций значит для России слишком много, и Путин не заинтересован в том, чтобы подвергать испытанию свои отношения с Бушем", - написала газета "Время Новостей". Алексей Малашенко из Московского института международных отношений (МИМО) при Министерстве иностранных дел (МИД) России сказал, что Россия не станет использовать право вето, потому что она очень много вложила в свою новую дружбу с Соединенными Штатами. Профессор Малашенко сказал: "У России двойственная политика. Россияне не воспользуются своим правом вето, но они будут и дальше заявлять, что разочарованы политикой США". По его словам, оппозиция Москвы войне против Ирака частично обусловлена стремлением умиротворить общественное мнение мусульманского мира. "В России тоже проживает 20 миллионов мусульман. Прежде всего Россия не хочет иметь ничего общего с политикой США в отношении мусульманского мира".
Западные дипломаты в Москве также считают маловероятным, что Россия использует свое право вето в СБ ООН. "Обратите пристальное внимание на формулировки самого свежего заявления Иванова. Они всегда оставляют для себя лазейку, чтобы иметь возможность, если случится война, возложить вину на Ирак", - сказал один дипломат.