Москва, 4 марта 2003 года. Российский президент Владимир Путин после целого ряда отступлений со своих позиций во внешней политике, кажется, упирается пятками в землю в вопросе об Ираке. Его отказ поддержать военную акцию Соединенных Штатов Америки против Ирака показывает растущее влияние тех его советников, которые заявляют, что Россия почти ничего не получила за свою политику угождения администрации Буша-младшего (George W. Bush).
С момента занятия президентского поста в 2000 году г-н Путин сделал партнерские отношения с США своим приоритетом, частенько давая взбучки внешнеполитическому и военному истеблишменту, которое все еще переполнено оставшимся со времен "холодной войны" недоверием к американским намерениям. Он согласился с американским военным присутствием в бывших советских республиках Средней Азии, с решением Вашингтона о выходе из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО), а также с предложенным расширением Организации Североатлантического договора (НАТО) на бывшую советскую территорию в Прибалтике и он активно поддержал глобальную кампанию Вашингтона против терроризма. Однако в вопросе об Ираке г-н Путин сопротивляется американскому давлению. После состоявшихся на прошлой неделе в Кремле переговоров с канцлером Германии Герхардом Шредером (Gerhard Schroeder) г-н Путин заявил, что любая санкционирующая нападение на Ирак резолюция Организации Объединенных Наций (ООН) является неприемлемой.
Аналитики говорят, что г-н Путин теперь подвергается острым нападкам со стороны тех, кто заявляет, что Россия не получает уступок от Вашингтона. К примеру, США пока еще не отменили поправку Джексона-Вэника (Jackson-Vanik), которая ограничивает торговлю с Россией. Москва считает эту поправку унизительной для себя. Вашингтон уже несколько лет обещает, что она будет отменена. Практически эта поправка очень мало влияет на торговлю, но в России ее воспринимают как желчный символ нежелания Вашингтона всерьез рассматривать российские требования.
"Путин испытывает огромное давление своего окружения в пользу сопротивления нападению США на Ирак, - говорит Андрей Пионтковский, независимый аналитик в Москве. - Большинство сотрудников внешнеполитического ведомства России с самого начала выступают против какого бы то ни было сотрудничества с американцами. И сейчас они видят для себя прекрасный случай изменить ситуацию".
Наибольшим влиянием пользуются российские дипломаты советской эпохи и военные советники, которые продолжают оставаться на правительственных должностях. Евгений Примаков, бывший глава советской разведки, а сегодня специальный посланник Кремля, на прошлой неделе летал в Багдад, где, согласно сообщениям, пытался убедить Саддама Хусейна (Saddam Hussein) пойти на сотрудничество с инспекторами ООН по вооружениям. Этот визит был очень похож на полет г-на Примакова в Багдад в 1990 году, когда он встречался с г-ном Хусейном и пытался помешать нападению США на Ирак, которое все-таки состоялось в следующем году.
Российский министр иностранных дел Игорь Иванов тоже стал более голосистым. В конце недели он по телефону лоббировал министров иностранных дел семи временных членов Совета Безопасности (СБ) ООН. Г-н Иванов "подтвердил неизменную российскую позицию в пользу решения иракской проблемы исключительно мирными политическими и дипломатическими средствами".
Однако администрация Буша-младшего делает ставку на то, что Москва, в конечном счете, уступит в вопросе об Ираке, когда поймет, что война неизбежна. Россия заявляет, что готова воспользоваться своим правом вето в СБ ООН, если этого потребует "международная стабильность", однако официальные представители американской администрации уверены, что Россия не станет этого делать, в особенности, если останется в одиночестве.
Аналитики говорят, что г-н Путин прежде всего реалист и поддержит ту или другую сторону только после хладнокровных подсчетов финансовых и дипломатических выгод. Но Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.), не предлагая ничего взамен, говорит, что пытается указать России на преимущества от ее вступления в коалицию, поддерживающую нападение на Ирак: Россия могла бы помочь в деле восстановления страны и более эффективно лоббировать интересы тех своих компаний, которые имеют контракты на разработку иракских нефтяных месторождений; кроме того, возросли бы шансы России на получение с Ирака долга советских времен в сумме 8 млрд. долл. США.
На прошлой неделе Соединенные Штаты внесли в свой "черный список" террористических организаций, поддерживающих связи с "Аль-Каидой", три чеченские группировки и "заморозили" их авуары в США. Соединенные Штаты заявили, что этот шаг не имеет ничего общего с их противостоянием с Россией в вопросе об Ираке, однако очевидно, что это сделано для того, чтобы умилостивить г-на Путина, который пришел к власти на волне обещаний усмирить эту мятежную республику.
Пока господа Иванов и Примаков на прошлой неделе находились в Китае и Ираке, Москва отправила в Вашингтон руководителя кремлевской администрации Александра Волошина, который обсуждал противостояние из-за Ирака с советником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс (Condoleezza Rice). Во время этой беседы в кабинет ненадолго заходил также и г-н Буш-младший. В Москве визит г-на Волошина, известного своим прагматизмом, интерпретировали как попытку выторговать у Соединенных Штатов уступки в обмен на согласие или невмешательство в нападение Соединенных Штатов на Ирак.
Что бы ни решил г-н Путин, говорят аналитики, он попытается не испортить отношений ни с Соединенными Штатами, ни с Францией и Германией. "Если и когда Франция и Германия уступят и согласятся с новой резолюцией СБ ООН, Россия в одиночку не станет продолжать сопротивление, - сказал Александр Пикаев из московского Центра Карнеги. - Пока другие выступают против военной акции в Ираке, Россия будет оставаться в их тени. Не в характере Путина быть единственным, кто продолжает сопротивляться".