Они надувают губы, расхаживая по сцене. Они раздеваются и целуются между песнями. Они - самый значительный музыкальный экспорт России после Шостаковича, и уж наверняка - самый скандальный. Новая российская поп-сенсация - две девочки-подростка, составляющие группу «Тату» - первыми из российских ансамблей возглавили музыкальные чарты Великобритании и еще 9 стран, а сейчас, начав на прошлой неделе гастроли по США, вошли в лучшую американскую двадцатку.
Но их сценический имидж заставляет публику поеживаться от смущения. Юлию Волкову и Елену Катину «открыл» Иван Шаповалов, детский психолог, превратившийся в антрепренера. К ужасу защитников детей, певицам было всего по 14 лет, когда Шаповалов отобрал их на прослушивании среди сотен претенденток. 36-летний Шаповалов сознательно играет напускной скромностью своих юных протеже, одевая их в школьную форму с короткими юбочками. Он признает, что выбрал британскую школьную форму, чтобы подчеркнуть молодость исполнительниц, и изучал в интернете детские порносайты - это вызвало сильное возмущение в Англии, где видеоклип «татушек» стал в январе притчей во языцех.
Однако Шаповалов отрицает, что имидж «Тату» основан на порнографии. Артистки, которым сейчас по 18 лет, уже не дети. И их никто ничего не заставляет делать. А люди на Западе, по его мнению, просто ханжи.
«Мы черпаем вдохновение в детстве, - заявил Шаповалов в телефонном интервью New York Times из Лос-Анджелеса. - Почему это надо скрывать? Общественные организации боятся насилия, но какое насилие в творчестве «Тату»? Они - две девочки, поющие о любви».
Эти противоречия характеризуют суть культурных расхождений между Россией и странами Запада, такими, как Англия и Соединенные Штаты. Большинство россиян считают людей Запада сексуально несвободными. Во время скандала с импичментом президента Билла Клинтона, россияне восхищались его поступком, а не осуждали падение нравов. Феминизм в России является ругательным словом, несмотря на делавшийся в советское время упор на борьбу за права женщин.
Некоторые интеллектуалы в России говорят, что, хотя «татушки», возможно, не столь одарены музыкально, они уже помогли улучшить представление о России за рубежом. В Восточной Европе, где антирусские настроения все еще очень сильны, молодежь распевает песни «Тату» по-русски. Девочки ввели Россию в американский мейнстрим, став гостями ток-шоу Джея Лено как авторы самого востребованного сингла на американском радио.
«Люди говорят: какой позор, что страну, давшую миру Пушкина и Гагарина, представляют сейчас нимфетки-лесбиянки, - говорит Артем Троицкий, музыкальный критик и основатель российского «Плейбоя». - Но это все ерунда. По сравнению с тем, как обычно видят Россию - грязная война в Чечне, русская мафия, коррупция, отмывание денег - эти две девчушки смотрятся милыми и чистыми».
Группа стала продуктом сексуальной раскрепощенности, пришедшей в Россию после крушения Советского Союза в 1991 году, когда после десятилетий «застегнутости» секс выплеснулся на улицы, на экраны телевизоров и в рекламу.
«В Советском Союзе любая эротика, не говоря уже о нетрадиционной, была строжайше запрещена, - говорит известный российский сексопатолог Игорь Кон. - А запретный плод сладок вдвойне. В этом смысле девочки используют отлично продуманный имидж».
Однако новые свободы, принесшие открытость в сексуальных отношениях, принесли также и экономические беды. Советская экономика потерпела крах; ей на смену пришел дикий капитализм, повергнувший миллионы россиян в нищету. Попытки выжить привели к проституции, торговле людьми и детской порнографии. В феврале один из активистов из числа защитников прав детей осудил методы Шаповалова. Лондонский «Channel 4» назвал их "отвратительными" и обвинил звукозаписывающую студию в пособничестве «открытой педофилии».
«Мы возражаем и вовсе не находим забавным тот факт, что Иван подает их как детскую сексуальную фантазию, - говорит Мишель Эллиотт, директор группы защиты детей «Kidscape». - Эти девочки талантливы. Жаль, что их рекламируют за счет сотен тысяч сексуально совращенных детей».
В своем интервью Шаповалов осудил индустрию детской порнографии, но заявил, что западные страны, в частности, Англия и США, несут за эту продукцию равную ответственность с самыми ее масштабными потребителями. Одна из причин, по его словам, - в подавлении сексуальной сферы.
«Мне звонят из Англии с вопросами, правда ли я посещал детские порнографические сайты, а в это время половина Англии сидит в интернете и просматривает их, - говорит Шаповалов. - Очень плохо, что Россия платит своим имиджем за открытые отношения, но такова жизнь. Россия производит, а весь мир смотрит».
Оставим в стороне культурные противоречия: группа была создана, чтобы шокировать. Катина и Волкова в коротких школьных платьицах обнимаются и целуются на сцене и чаще выглядят скорее мужской фантазией, чем примером лесбийской любви. Как будто Шаповалов, изучив MTV, составил список того, что наверняка привлечет внимание как западной, так и российской аудитории.
«Им было по 14, когда я их нашел, - говорит он. - Мои друзья смотрели на меня, как на маньяка».
Боб Гучьоне-мл., основатель влиятельного музыкального журнала «Spin», а ныне издающий журнал для мужчин «Gear», говорит, что «Тату» - это «не имеющий привязки ко времени трюк человека, который нашел нужную кнопку». По его словам, «это не та проблема, которая сломает хребет цивилизации. Это что-то вроде усовершенствованного театра Кабуке».
Америка, кажется, на «Тату» не обиделась. Девушки были совершенно неуправляемы в гостях у Джея Лено, похотливо целовались, игнорируя просьбы не делать этого, и пришли на шоу в майках на которых протест против возможной войны с Ираком был выражен по-русски матерными словами. Одним словом, гастроли имели успех, заявил Дэвид Джанк, глава «Universal Records» в России, американского лейбла, представляющего группу.
«Я пытаюсь вывезти российские группы на Запад уже много лет, и наконец у нас получилось, - говорит он. - Надеюсь, что это лишь начало русского вторжения».
Артем Троицкий с этим не согласен. «С точки зрения музыки, это ничто, - говорит он. - В России сейчас есть много гораздо более серьезного материала. Это лишь приятный маленький пустячок».