5 марта 2003 года. Организация Объединенных Наций (ООН) подготовила конфиденциальный план создания в Ираке постсаддамовского правительства, что свидетельствует о том, что руководители ООН сейчас считают войну практически неизбежной. Этот план был разработан в обстановке строгой секретности в последний месяц. Таким образом, ООН нарушает табу и действует вопреки своему уставу, когда рассматривает планы будущего правительства Ирака, продолжая на повседневной основе иметь дело с режимом президента Саддама Хусейна (Saddam Hussein) как с законным членом ООН.
Этот 60-страничный план был подготовлен в нью-йоркской штаб-квартире ООН группой предварительного планирования в составе 6 человек по указанию Луизы Фречет (Louise Frechette), канадского заместителя генерального секретаря ООН Кофи Аннана (Kofi Annan). Планом предусматривается, что ООН приступит к работе в Ираке через 3 месяца после его успешного завоевания и поведет эту страну к самоуправлению, как это было в Афганистане.
План не учитывает давления Великобритании, которая предлагает создать полномасштабную администрацию ООН для Ирака. В нем сказано также, что ООН следует избегать установления прямого контроля над иракскими нефтяными месторождениями, или участия в проверке иракских чиновников на наличие связей с президентом, или организации выборов в условиях военной оккупации страны Соединенными Штатами. Вместо этого планом предлагается создание в Ираке вспомогательной миссии ООН (Unami), которая станет помогать в создании нового правительства.
Источники в ООН выражают мнение, что этот план будет претворяться в жизнь даже в том случае, если США начнут войну без одобрения ООН. Планом рекомендовано сразу же назначить высокопоставленного официального представителя ООН для координации ее стратегии; этот человек станет специальным представителем ООН в послевоенном Ираке. Источники сообщили, что предполагается предложить этот пост 68-летнему переговорщику ООН, бывшему министру иностранных дел Алжира Лахдару Брахими (Lakhdar Brahimi), который способствовал созданию правительства в Афганистане. Одна из статей устава ООН запрещает вмешательство во внутренние дела стран. Когда в прошлом месяце г-н Аннан захотел обсудить с Советом Безопасности (СБ) планы гуманитарных операций на военное время, Россия настояла на том, чтобы он сделал это неформально в собственном кабинете, а не в зале заседаний СБ.
Однако г-жа Фречет в понедельник имела 90-минутную встречу с отставным генералом армии США Джеем Гарнером (Jay Garner), которого прочат на должность американского губернатора послевоенного Ирака. Хотя Соединенные Штаты намереваются взять Ирак под свой контроль сразу же по окончании войны, они сейчас кажутся более готовыми согласиться с тем, что позднее в нем будут играть важную роль международные организации.
Согласно прогнозам группы предварительного планирования ООН, через 3 месяца после окончания войны ООН станет принимать более широкое и деятельное участие в судьбе Ирака. Однако в рекомендациях группы предварительного планирования отмечается, что "ООН не имеет возможностей для того, чтобы целиком взять на себя ответственность за управление Ираком". Поэтому ООН выступает за образование в послевоенном Ираке правительства, подобного правительству в Афганистане. Как сказано в плане ООН, народ Ирака, а не международные организации, должен определять структуры национального управления, правовую систему и порядок управления.