5 марта 2003 года. Как сильно изменился мир со смерти Иосифа Сталина в этот день 50 лет назад? Иногда это трудно сказать. С одной стороны, мы имеем свободные государства Прибалтики, собирающиеся вступить в Организацию Североатлантического договора (НАТО) и в Европейский Союз (ЕС). С другой стороны, продолжают существовать сталинистские режимы в таких странах, как Северная Корея и Ирак, и - как и полвека назад - полезные идиоты, защищающие их во имя "мира". Le plus ca change?
Разумеется, жизнь на этой планете стала существенно лучше со смертью человека, чье настоящее имя было Иосиф Виссарионович Джугашвили. Но стоит на мгновение задуматься над тем наследием, которое оставил этот сын грузинских крестьян, получивший абсолютную власть в Советском Союзе и использовавший ее, чтобы погубить миллионы людей. Иногда кажется, что он все еще с нами.
То, что как Ким Чен Ир (Kim Jong-Il), так и Саддам Хусейн (Saddam Hussein) являются политическими отпрысками Сталина, не подлежит сомнению. Северокорейский режим был создан отцом Кима, которого звали Ким Ир Сен (Kim Il-Sung), под руководством Сталина, и именно с его подсказки первый Ким начал в 1950 году войну на Корейском полуострове. Сталинистская этимология Саддама еще сильнее.
Если беспутный Ким унаследовал тиранический аппарат, созданный для него папой, то верность Саддама Сталину является персональным и глубоко прочувствованным обязательством. Многие из тех, кто бывал в личной библиотеке Саддама, подтверждают, что в ней полным полно книг о Сталине. Этот иракец вызубрил наизусть применявшиеся великим вождем методы террора и усердно их применяет. От показательных судов и чисток до культа личности - Сталин продолжает жить в Саддаме.
Сталин заставил членов западных элит провозглашать советский моральный паритет с демократическими обществами - стоит лишь вспомнить о злобной остроте Лиллиан Хеллман (Lillian Hellman): "Если бы вы знали то, что знаю я об американских тюрьмах, то тоже были бы сталинистом". У Саддама тоже имеются легионы известных личностей, заявляющих, что у Запада нет морального права отстранять его от власти.
Однако, если историю воспринимать как ориентир, Саддаму не следует особо доверять подобной поддержке. Вскоре после смерти Сталина стало шиком осуждать его, особенно среди марксистов, которые не хотели, чтобы их идеология была запачкана ассоциацией с подобным чудовищем. Это ритуальное осуждение только лишь позволило сохраниться той лживой теории, которую Сталин предал - "чистому коммунизму".
Каким бы тягостным это ни было, нам, однако, следует помнить, что хорошие новости перевешивают плохие. Мы слышим, что некоторые россияне, испытывающие ностальгию по мертвому диктатору, собрались в Москве, чтобы добрым словом помянуть его. Если бы в сталинские времена собралась группа людей, чтобы помянуть мертвого царя, он просто приказал бы их всех арестовать и расстрелять без сожаления. Мы не можем придумать лучшего примера, который бы свидетельствовал о том, как на самом деле улучшилась жизнь, особенно в России.
╘ ИноСМИ.Ru