Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Цена победы в войне и поддержания мира

Никто не знает точно, сколько средств придется потратить на установление демократии в Ираке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Судя по всему, Соединенные Штаты хорошо подготовились к войне в Ираке, однако неясно, насколько они готовы к миру, который наступит после нее. В администрации Буша существуют противоречивые оценки стоимости поддержания мира и государственного переустройства Ирака. Американский народ не получает ясных ответов на свои вопросы о том, сколько это будет стоить, сколько это будет продолжаться, и кто, помимо Соединенных Штатов, примет в этом участие.

Судя по всему, Соединенные Штаты хорошо подготовились к войне в Ираке, однако неясно, насколько они готовы к миру, который наступит после нее.

В администрации Буша (Bush) существуют противоречивые оценки стоимости поддержания мира и государственного переустройства Ирака. Американский народ не получает ясных ответов на свои вопросы о том, сколько это будет стоить, сколько это будет продолжаться, и кто, помимо Соединенных Штатов, примет в этом участие.

Войска сконцентрированы, вооружение доставлено, а органы военного планирования предполагают, что в результате короткой, энергичной кампании, проведенной с использованием новых видов оружия, освободительная армия окажется у ворот Багдада через 12 дней.

Предполагается, что на этом этапе уход Саддама Хусейна (Saddam Hussein) со сцены или уже произойдет, или будет неминуем. Основными приоритетами будут обеспечение безопасности нефтяных месторождений Ирака, захват ключевых генералов и соратников Хусейна до того, как они скроются или причинят ущерб, и предоставление пищи и крова тысячам граждан, пострадавшим от войны, а также военнопленным.

Что будет потом - не совсем ясно, хотя это имеет первостепенное значение. В то время как устранение Саддама и уничтожение его оружия массового поражения является важной задачей, еще более значительная цель заключается в предоставлении свободы иракскому народу и установлении демократии. Это направит струю свежего ветра свободы в угнетенные и отсталые арабские страны.

Президент Буш высказал свое мнение, выступая на прошлой неделе в Вашингтоне в Американском институте предпринимательства. "Новый режим Ирака станет ярким и вдохновляющим примером для других стран региона, - заявил Буш. - Было бы неправильным и оскорбительным предполагать, что мусульмане, составляющие одну пятую человечества, не имеют тяги к самым основополагающим ценностям жизни". Однако он также предупредил, что установление стабильности и единства в освобожденном Ираке будет нелегкой задачей. И это еще очень слабо сказано.

Несколькими днями ранее около сотни правительственных чиновников из разных ведомств собрались за закрытыми дверями для изучения планов послевоенного обустройства Ирака. Процесс планирования возглавляет Управление восстановления и гуманитарной помощи Пентагона. Заместитель министра обороны по вопросам политики Дуглас Фейт (Douglas Feith) высказал мысль, что восстановление Ирака потребует участия других стран и Организации Объединенных Наций, однако отметил, что решений по тому, как это будет осуществляться, еще не принято.

На самом деле, еще даже не ясно, какие силы Соединенным Штатам придется держать в регионе. Начальник штаба сухопутных сил ВС США генерал Эрик Шинсеки (Eric Shinseki), предположил на прошлой неделе, что речь может идти о нескольких сотнях тысяч американских солдат. Он был поспешно опровергнут высшим гражданским руководством Пентагона, которое предпочитает цифру 100 000.

Такая же неопределенность существует и в вопросе затрат. По прогнозам Белого дома ведение войны и один год восстановления Ирака будут стоить от 60 до 95 миллиардов долларов США. Это несколько выше, чем стоимость первой войны в Персидском заливе, которая составила 76 миллиардам долларов. В то же время, ничего нельзя сказать точно, пока дело не дойдет до практики.

Существует несколько возможных вариантов. Придется ли Соединенным Штатам восстанавливать Ирак и устанавливать демократию самостоятельно, или же другие государства окажут помощь, как это было после первой войны в Заливе, когда союзные государства понесли большую часть расходов? В некоторой степени это зависит от того, одобрит ли Совет Безопасности ООН военные действия против Ирака. Однако даже если разрешения ООН не будет, международное сообщество, несомненно, должно по завершении боевых действий предоставить гуманитарную помощь и предпринять меры, направленные на переход Ирака от диктатуры к демократии. Возможно, не получается создать коалицию желающих воевать, однако многие страны объединятся, чтобы привести освобожденный Ирак в семью цивилизованных государств.

Президент Буш, возможно, и разочарован настроениями некоторых членов Совета Безопасности, однако ООН не должна списываться со счетов. Организация может в перспективе стать конструктивным участником процессов в послевоенном Ираке. В случае должного финансирования со стороны государств - членов ООН, Организация сможет предоставить существенную гуманитарную помощь беженцам, а также помочь учредить гражданскую администрацию, чтобы сменить военных, которые будут у власти после прекращения огня.

Нефтяная промышленность Ирака является еще одним объектом послевоенной реконструкции. Сколько будет стоить восстановление? Какие доходы будет она приносить в экономику страны и как скоро?

Освобождение Ирака от Хусейна - благородное дело, но если американцам придется нести на своих плечах основную нагрузку, то они заслуживают более точных оценок предстоящих затрат.