Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Раскол между союзниками из-за вопроса о применении силы против Ирака углубляется

Опубликованное сегодня Германией, Россией и Францией заявление против немедленной войны в Ираке - с содержащейся в нем скрытой угрозой вето - может быть охарактеризовано как самое громкое "Нет!" в адрес Соединенных Штатов Америки

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Помимо непосредственного вопроса войны, это заявление стало для Вашингтона откровенным публичным унижением, поскольку оно предостерегает администрацию Буша-младшего, что международная система находится "в поворотной точке" в том, что касается выработки "правил дорожного движения" после "холодной войны", а франко-германский блок представляет собой слишком большую силу, пусть даже не в плане военной мощи, но тогда в плане экономики и культуры, чтобы можно было его игнорировать.

Вашингтон, 5 марта 2003 года. Опубликованное сегодня Германией, Россией и Францией заявление против немедленной войны в Ираке - с содержащейся в нем скрытой угрозой вето - может быть охарактеризовано как самое громкое "Нет!" в адрес Соединенных Штатов Америки, которое (европейцы) прокричали через Атлантику в последние полвека или даже более.

Это заявление из девяти пунктов, быть может, и не затормозило непоколебимого, по всей видимости, стремления администрации Буша-младшего (George W. Bush) начать военные операции уже на следующей неделе. Но тот факт, что крупнейшие державы Европы почувствовали себя обязанными в последнюю минуту направить президенту Бушу-младшему свое предостережение, углубил раскол, который в последний год наметился в отношениях между главными союзниками. Он также подготовил последний акт конфронтации в Совете Безопасности (СБ) из-за резолюции, санкционирующей войну в Ираке, которую не поддерживает большинство из 15 членов - конфронтации, которой, как сейчас все больше представляется, можно было бы избежать.

Помимо непосредственного вопроса войны, это заявление стало для Вашингтона откровенным публичным унижением, поскольку оно предостерегает администрацию Буша-младшего, что международная система находится "в поворотной точке" в том, что касается выработки "правил дорожного движения" после "холодной войны", а франко-германский блок представляет собой слишком большую силу, пусть даже не в плане военной мощи, но тогда в плане экономики и культуры, чтобы можно было его игнорировать.

Их критика простирается на общую политику г-на Буша-младшего на Ближнем Востоке; его администрации ставятся в вину задержки с "опубликованием и претворением в жизнь" путеводителя, который вернул бы арабо-израильскому спору обещание переговоров и мира - что, по мнению большинства европейцев, г-н Буш-младший игнорирует.

Администрация Буша-младшего, как явствует из сегодняшних публичных высказываний, не предвидела возможности появления европейского заявления. Даже после того, как в Париже прозвучало это заявление трех министров иностранных дел, представитель Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) по связям с общественностью Ари Флейшер (Ari Fleischer) пытался принизить значимость их предостережения о том, что "мы не позволим, чтобы была принята предложенная резолюция, которая разрешает применение силы".

Подковерные стычки и публичная буря нарастали на протяжении многих дней, пока Игорь Иванов из России, Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin) из Франции и Йошка Фишер (Joschka Fischer) из Германии консультировались между собой перед тем, как обрушить (на сторонников войны - прим. пер.) громы и молнии, в то время как американские и английские дипломаты отслеживали их действия и беседы, как если бы те были их противниками.

Союзники так не поступают, сказал бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер (Henry A. Kissinger). Для членов западного альянса "встать в открытую оппозицию" в таком вопросе, как резолюция СБ 1441, которая явно оформляет вопрос войны, влияющий на американскую безопасность после нападений 11 сентября, "это очень серьезное решение", сказал г-н Киссинджер. "Если это будет продолжаться - добавил он, - мы кончим в духе игры XIX века за политическое равновесие, где совсем не очевидно, что мы проиграем".

Однако немецкие и французские дипломаты сегодня сказали, что они просто декларируют свою независимость, чего давно уже ожидает Вашингтон после окончания "холодной войны". "Я не считаю это постоянным расколом, сказал Карстен Фойгт (Karsten D. Voigt), немецкий дипломат, который координирует политику в отношении Америки. Для Германии трансатлантические отношения остаются "фундаментальной опорой" ее внешней политики, сказал он.

Тем не менее, сегодняшнее заявление следует считать напоминанием Вашингтону не только о глубоком "морально-этическом" неприятии войны на континенте, но также о негативной реакции на тональность сигналов, исходящих от администрации США. Эти сигналы, как отметил г-н Фойгт, можно интерпретировать как то, что "европейцы не нужны, поскольку они отражают нечто старое; они в лучшем случае не имеют к делу никакого отношения".

Для Франции и Германии сегодняшний день явился также возможностью продемонстрировать единство перед аудиторией в Европе, где новые демократии из числа стран Восточной и Центральной Европы выдвигают требования о вступлении в Европейский Союз (ЕС) и декларируют свою поддержку иракской политики Вашингтона. Оказывая столь сильную поддержку президенту Бушу-младшему, эти недавно освободившиеся государства подрывают позиции Парижа и Берлина как доминирующих голосов в деле формирования внешней политики Европейского континента. Но традиционные державы континента - "старая Европа", как говорят некоторые из помощников г-на Буша-младшего - сегодня, быть может, вернули себе некоторую часть былого влияния.

Заявление также рассеяло у высших помощников г-на Буша-младшего представление о том, что Германию, Францию и Россию удастся поодиночке перетащить из лагеря оппозиции на свою сторону; вполне возможно, оно сделало бесполезным запланированное на пятницу заседание СБ в Нью-Йорке. Там Ханс Бликс (Hans Blix), один из двух главных инспекторов Организации Объединенных Наций (ООН) по вооружениям, должен будет суммировать свои взгляды, что инспекции демонстрируют прогресс, но что Ирак пока еще не принял фундаментального решения раскрыть мировой общественности все материалы и секреты своих программ производства оружия массового поражения (ОМП).

Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) сегодня убедительно заявлял, что это должно послужить достаточным доказательством, что время дипломатии кончилось. Сегодняшние встречи в Белом доме (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) между г-ном Бушем-младшим, его советниками по национальной безопасности и генералом Томми Фрэнком (Tommy R. Franks), командующим группировкой вооруженных сил США на Ближнем Востоке, послали сигнал, что г-н Буш-младший уже сделал первый шаг за рамки дипломатии.

Другие еще продолжают надеяться.

"Россия готова к компромиссу, - сказал Владимир Лукин, бывший посол в Вашингтоне. - Но о каком компромиссе может идти речь, если Соединенные Штаты не хотят никого слушать?"

Что касается помощников г-на Буша-младшего, то, например, для советника президента по национальной безопасности Кондолизы Райс (Condoleezza Rice), являющейся специалистом по России, явное отступничество президента Владимира Путина и российская угроза осуществить свое право вето стали своеобразным осуждением политики администрации в отношении России.

Несмотря на то, что г-н Путин усилил сотрудничество в области обмена разведывательной информацией и внес глубокие изменения в стратегию, когда одобрил появление американских вооруженных сил на бывшей советской территории на северном фланге Афганистана, "никакой специалист по России не сможет привести пример чистого выигрыша или осязаемой выгоды от отношений России с Соединенными Штатами после 11 сентября", как сказал Майкл Макфол (Michael McFaul), специалист по России из Гуверовского института Стэнфордского университета.

По мере того как опустошается колба песочных часов, отсчитывающих время Ирака, разрыв между требованиями Вашингтона о его разоружении и стратегией Европы, предусматривающей достижение этого разоружения посредством "усиления инспектирования" и "конкретных временных сроков", начинает казаться очень незначительным. "Временные сроки" звучит почти так же как и "предельные сроки" для того, чтобы дать окончательный ответ, где спрятаны запасы отравляющего вещества (ОВ) нервно-паралитического действия Ви-Экс (VX) и мобильные лаборатории биологического оружия.

"Эти инспекции не могут продолжаться бесконечно", - сказано в европейском заявлении. Однако там не предлагается никакой альтернативы, которая могла бы послужить основой для резонного предложения г-ну Бушу-младшему, на которого, как представляется, оказывают давление в пользу быстрых действий хотя бы для того, чтобы избежать дальнейшего снижения общественной поддержки войны в Ираке и его внешней политики.

На всякого дипломата, который сегодня заявляет, что компромисс все еще возможен, приходится другой дипломат, выражающий пессимизм. "Сейчас мы подошли к эндшпилю очень сложной ситуации, - сказал г-н Фойгт.