В Пентагоне это называют «моментом voilá». И наступит он, когда посреди ракетного ливня, который прольется на Багдад, иракские солдаты и простые мирные жители города почешут в задумчивости затылок и скажут сами себе: «Вот эти бомбы┘ они, действительно, не собираются убивать ни меня, ни мою семью, а лишь хотят избавить нас от диктатора-изувера!». И вот в этот самый момент иракцы преисполнятся благодарности к Дядюшке Сэму, бросят на землю свое оружие, оставят свои посты и восстанут против Саддама Хусейна (Sadam Husein). Voilá!
Судя по всему, именно так себе представляют ход событий эксперты по проведению психологических операций, которые уже вовсю ведут яростную информационную войну с Ираком. «Момент voilá» появился в военном лексиконе в прошлый понедельник, когда один из журналистов газеты «The New York Times» упомянул в своей статье указанное выражение, произнесенное неким высокопоставленным чином вооруженных сил Соединенных Штатов.
Попытка приправить армейский жаргон подобными остроумными терминами может стать новейшей разработкой Колина Пауэлла (Colin Powell) для привлечения на свою сторону французов при голосовании в Совете Безопасности ООН. Вероятнее всего, сие выражение является последствием привлечения правительством Джорджа У. Буша (George W. Bush) руководителей рекламных агентств и имиджмейкеров на должности консультантов по внешней политике. (Этот термин «момент voilá» не напоминает ли, случайно, вам фактор «Вот это да!», распродаваемый налево и направо миллионам руководителей компаний, как ключ к созданию сногсшибательной торговой марки?).
Откуда бы ни появился подобный термин, Пентагон твердо уверен, что этот «момент voilá» обязательно настанет и нисколько не стесняется в средствах, чтобы добиться своей цели. Самолеты с передатчиками на борту облетают территорию Ирака и транслируют по радио пропагандистские воззвания. На иракских политических и военных деятелей обрушился целый шквал посланий по электронной почте и телефонных звонков, призывающих их перейти на другую сторону и выбрать верный путь. Самолеты-истребители разбросали больше восьми миллионов листовок, в которых до сведения иракских солдат доводилось, что их жизнь будет вне опасности, если они оставят свой боевой пост и снаряжение. «Таким образом мы посылаем недвусмысленное послание тем, кто владеет оружием», - заявил генерал-лейтенант Т. Майкл Моузли (T. Michael Moseley), главнокомандующий силами объединенной коалиции в Персидском заливе.
По мнению того самого высокопоставленного чина, упомянутого «The New York Times», центральное командование поймет, что «момент voilá» настал, «когда произойдет крах веры в правящий режим». Иными словами, вооруженные силы Соединенных Штатов являются - ни много, ни мало - сторонниками тотального неповиновения иракского населения своим правителям: отказ выполнять приказы и участвовать в несправедливой войне.
Можно ли надеяться на такой результат? Я сильно в этом сомневаюсь. В конце концов, один «момент voilá» во время предыдущей войны в Персидском заливе мы уже видели. Тогда многие иракцы, жившие вблизи границы с Кувейтом, поверили американским обещаниям, что им придут на помощь, как только они восстанут против Саддама. Но вслед за тем «моментом voilá» настал уже другой - «момент оставайся-там-где-стоишь» - и восставшие иракцы увидели, что американские войска бросили их на произвол судьбы.
Тем не менее, все эти пространные рассуждения относительно «момента voilá» заставил меня подумать о следующем. Гражданское неповиновение, которое американские военные собираются пробудить в иракцах - это именно то, что должны разбудить пацифистские манифестации в жителях наших стран, если они действительно хотят предотвратить разрушительный ураган, готовый вот-вот обрушиться на Ирак, или, по крайней мере, хоть как-то его ограничить. Что нужно сделать, чтобы жители Соединенных Штатов, Великобритании, Италии, Канады и других стран, поддерживающих войну, действительно перестали повиноваться нашим правителям? Сможем ли мы создать те самые «моменты voilá» в наших странах?
Именно таким вопросом и должны задаться пацифисты всего мира, когда задумываются о продолжении тех впечатляющих манифестаций, что прошли 15 февраля. Во время войны во Вьетнаме тысячи и тысячи молодых американцев отказались подчиниться своему правительству, когда им приходили повестки на военную службу. А, кроме того, они пошли дальше простого протеста и стали на практике применять активное неповиновение, что мало-помалу привело страну к ситуации, когда война внутри самих Штатов уже казалась реальной.
К каким действиям могут прибегнуть сегодняшние сторонники сознательного выбора и военные дезертиры? Посмотрим. В Италии активисты пацифистского движения перегородили путь дюжинам товарных составов, перевозивших различные виды вооружения и американских солдат на военную базу в окрестностях Пизы, а портовые докеры отказались грузить оружие на корабли. Оказались блокированными две американские военные базы на территории Германии. То же самое произошло и с американским консульством в Монреале и военно-воздушной базой британской армии Фейфорд в Глостере. Одновременно с этим тысячи манифестантов собрались в аэропорту Шеннон, заявляю свой протест тому, что, несмотря на нейтралитет Ирландии, аэропорт используется вооруженными силами Соединенных Штатов в качестве перевалочного пункта для самолетов, отправляющихся в Ирак.
В Чикаго более сотни учащихся средне-образовательных учреждений собрались перед центральным офисом рекламной компании «Leo Burnett», разработавшей для американской армии рекламную акцию «Army of One» - абсолютно современную и направленную на привлечение молодых американцев на службу в армию. Студенты протестовали против того, что в средних учебных заведениях, где дается - с невысоким уровнем финансирования, где большинство учащихся это американцы латиноамериканского и африканского происхождения - появляется гораздо больше офицеров, проводящих набор в ВС США, чем в университетах страны.
Самый амбициозный план разработали антивоенные организации Сан-Франциско, которые на следующий день после начала войны собрались провести экстренную мирную забастовку без применения насилия. «Не ходите ни на работу, ни на учебы. Позвоните и скажитесь больными, выходите на прогулку. Мы добьемся того, что наши действия будут иметь реальные последствия - экономические, социальные, политические - что нормально во время войны. И мы будем действовать так, пока война не прекратиться».
Это крайне эффективный план: «взрывать» человеческие бомбы в тех местах, которые получают самые большие доходы от военных действий - бензоколонки, военные заводы, телекомпании, восторгающиеся ракетами┘. Возможно, таким способом и не удастся остановить войну, но подобные действия покажут всем, что между двумя крайностями - сторонниками войны и хиппи - есть те, кто придерживается иной обоснованной позиции: воинственное сопротивление во имя жизни.
Некоторым такая воинственная активность против военных действий покажется избыточной. Достаточно проводить больше манифестаций в выходные, чтобы в следующий раз на них пришло как можно больше сторонников мира: столько, что нельзя будет больше притворяться, будто ничего не происходит. Конечно же, должно проводиться еще больше манифестаций, и именно в этот момент необходимо расставить все точки над «i» и сказать, что не существует таких манифестаций, которые бы политики не могли бы не заметить. Они уже знают, что общественное мнение практически всех стран мира настроено против войны.
Политиков волнует сейчас совсем иной вопрос: прежде, чем бомбы начнут падать на головы людей, они хотят тщательнейшим образом все взвесить и понять крепок или нет антивоенный настрой общества. И вопрос заключается не в том, волнует ли граждан различных стран мира война, а в том, насколько она их волнует. Остается понять с чем мы сталкиваемся: с нежеланием потребителя стать свидетелем войны, то есть таким чувством, которое исчезнет, когда наступят следующие выборы? Или перед нами гораздо более глубокая и долговременная тенденция, которую можно было бы назвать - отважусь сделать такое сравнение - «озабоченность voilá»?
Одним из крайних проявлений подобной озабоченности стало решение компании «Levi's Europe» присоединиться к антивоенной моде и выпустить в продажу плюшевых медведей, у которых на ухе прикреплен символический значок мира.
Теперь можно крепко обнять этого мишку и прижимать его к себе, пока смотришь по CNN репортажи из Багдада, разрываемые душераздирающими звуками бомбардировок.
Либо можно выключить CNN, отказаться от выбора оставаться трусоватым плюшевым пацифистом, выйти на улицу и остановить войну.
Наоми Кляйн - журналистка, автор книг «No logo» и «Стены и окна» («Vallas y ventanas»).