Администрация Буша (Bush) на этой неделе оказалась в еще большей изоляции из-за своей решимости свергнуть иракское правительство, поставив себя тем самым в сложное дипломатическое положение в преддверии важного заседания Совета Безопасности ООН, намеченного на пятницу.
Ирак же, наоборот, добился значительного успеха в расколе Совета Безопасности, уменьшив вероятность принятия резолюции, разрешающей применение военной силы против него. В выходные Ирак начал выполнять требования об уничтожении ракет, характеристики которых превосходят установленные ООН ограничения, предоставил возможность свободного общения с семью учеными и пообещал ответить на вопросы инспекторов о своих программах разработки вооружений.
К усиливающейся в последнее время изоляции Соединенных Штатов на прошлой неделе добавились еще несколько неудач. Парламент Турции в субботу отказался пустить в страну американские войска, что, по мнению экспертов, может подвигнуть небольшие страны, заседающие сейчас в Совете Безопасности, задуматься о противодействии США. Ввиду демонстрации Ираком готовности к сотрудничеству Франция и Россия, которые обладают правом вето в Совете Безопасности, с большей уверенностью говорят о том, что инспекции работают успешно, и что война не нужна. Антивоенные протесты, прошедшие в крупнейших городах по всему миру, показали, что политика администрации не совпадает с общественным мнением.
"Позиция Турции и совместное заявление Германии, Франции и России, в котором намекается на возможность использования права вето, ухудшают ситуацию, - сказал советник по национальной безопасности президента Джимми Картера (Jimmy Carter) Збигнев Бжезинский (Zbigniew Brzezinski). - События прошедшей недели могут иметь два опасных последствия. Мы можем начать глупую войну. А Саддам Хусейн (Saddam Hussein) может обрести решимость не сдаваться".
Неудачи в осуществлении политического курса, по словам Бжезинского, подняли ставки в ведущейся администрацией игре. "На кону стоит не Ирак, - сказал он. - На кону стоит наша глобальная роль".
Изоляция администрации США является результатом нескольких факторов. В их число входит и бескомпромиссная риторика, и растущее недоверие к движущим администрацией мотивам, и неспособность администрации убедить всех в том, что Ирак представляет собой неминуемую угрозу.
Откровенные высказывания президента Буша и других высокопоставленных американских чиновников об Ираке, встречающие поддержку сторонников администрации внутри страны, зачастую не находят понимания у иностранной аудитории. Буш неоднократно говорил, что он устал от дипломатических задержек, вследствие чего возникло впечатление, что он склоняется к войне и считает Организацию Объединенных Наций ненужным препятствием.
Министр обороны Дональд Рамсфельд (Donald H. Rumsfeld) рассердил традиционных европейских союзников, проигнорировав их опасения. Хотя Буш первоначально и заслужил похвалу тем, что в сентябре прошлого года поднял в ООН вопрос Ирака, сейчас многие страны считают, что он заручился поддержкой других государств неискренними заявлениями. Администрация США добилась единогласного принятия резолюции ООН, одобряющей возобновление военных инспекций в Ираке, утверждая, что жесткая резолюция является наилучшим способом не допустить войну. Однако Пентагон ускорил наращивание военных сил вокруг Ирака, хотя военные инспекции еще не закончились, что доказывает, что США были готовы начать войну независимо от принятого Организацией Объединенных Наций решения.
Некоторые иностранные дипломаты говорят, что они были ошеломлены, и даже обмануты, поведением администрации США, которое показалось им стремлением к войне. Из-за этого они заняли настолько непримиримую позицию, что их не смог поколебать даже подробный доклад Колина Пауэлла (Colin L. Powell) в Совете Безопасности ООН, посвященный нарушениям Ирака.
Более того, администрация оказалась не в состоянии убедить большое количество людей по всему миру в том, что Ирак представляет собой достаточную угрозу для оправдания войны. Ситуация также была запутана тем, что первоначально администрация называла своей целью "смену режима", а затем, после начала переговоров в ООН переключилась на разоружение режима.
На прошлой неделе Буш назвал еще один повод, заявив, что война так встряхнет Ближний Восток, что на нем начнет распространяться демократия, и что война будет способствовать наступлению мира между Израилем и Палестиной.
Массовые протесты по всему миру вызваны неспособностью администрации обосновать необходимость немедленных действий, что еще больше подорвало позиции администрации внутри страны и за рубежом. Проводимые среди американцев опросы показывают, что поддержка войны уменьшается, если она не одобряется международным сообществом.
"Подобное развитие событий не способствует достижению администрацией ее целей, - говорит бывший член Конгресса Ли Гамильтон (Lee Hamilton). - Я удивлен. Я считал, что есть очень хорошие шансы на принятие второй резолюции".
Действительно, новая резолюция Совета Безопасности, принятия которой желают Соединенные Штаты, Великобритания и Испания, в основном повторяет резолюцию, единогласно принятую Советом в ноябре. Из-за этого казалось, что вторая резолюция будет легко одобрена. Однако, принимая во внимание те неудачи, которые постигли администрацию США в последнее время, сомнительно, что резолюция будет принята.
Соединенным Штатам необходимо получить девять голосов и ни одного вето, чтобы Совет принял резолюцию. Пока только Болгария заявила о согласии с принятием резолюции, в то время как шесть государств, включая Францию, Россию и Китай, обладающих правом вето - выступают против.
Администрация часто угрожала, что Организация Объединенных Наций может потерять свое значение, если Соединенным Штатам придется вести войну без одобрения ООН. Однако этот аргумент оказался перевернутым с ног на голову. Франция и другие государства все больше верят, что непринятие позиции США вынудит отступить администрацию, преисполненную, по их мнению, спесью и высокомерием.