Москва, 6 марта 2003 года. С тех пор, как Владимир Путин в 2000 году стал российским президентом, Соединенные Штаты вышли из противоракетного договора с Россией, создали военные базы в бывших советских республиках и расширили Организацию Североатлантического договора (НАТО) к самым западным границам России. И вот теперь, сочетая принципы и прагматизм, г-н Путин, кажется, кладет всему этому предел.
В среду Россия присоединилась к Франции и Германии, пообещав заблокировать любую резолюцию Организации Объединенных Наций (ООН), санкционирующую войну против Ирака. Солидарность г-на Путина с европейцами неприятно удивила высших официальных лиц США - которые не были к этому готовы - а также и многих кремлинологов, которые полагали, что г-н Путин не станет рисковать новым союзом России с Соединенными Штатами из-за этого вопроса.
Причины этого самые разнообразные, от глобальных до местнических. Г-н Путин сказал, что опасается, что война может спровоцировать террористов, радикализовать мусульманские общества по всему миру и выставить Соединенные Штаты перед всем миром как силу, которая стоит вне международного права. Российские аналитики заявляют, что правительство России разочаровано также тем, что его неоднократные уступки Вашингтону в прошлом не принесли ему дивидендов, и опасается, что Россия может утратить право инвестировать миллиарды долларов в иракские нефтяные месторождения, если в Багдаде придет к власти новое правительство.
"Если бы мне было нужно изложить все это вкратце, то я бы сказал, что Путин оглянулся вокруг и решил, что ему на этот раз лучше быть не ведущим, а ведомым, - сказал Дмитрий Тренин, заместитель директора московского центра Фонда Карнеги. - Весь внешнеполитический истеблишмент Москвы был бы очень недоволен, если бы Россия поддержала США и Великобританию против Ирака, а Путину почти нечего предъявить своему окружению в доказательство того, что Россия что-то получит взамен".
Хотя компромисс все еще возможен, оппозиция г-на Путина президенту США Бушу-младшему (George W. Bush) в вопросе об Ираке создала самую серьезную трещину в отношениях с тех пор, как 18 месяцев назад, после нападений 11 сентября 2001 года, г-н Путин сделал Россию лояльным партнером Вашингтона. Чиновники администрации Буша-младшего угрожают России некими последствиями, если та заблокирует в Совете Безопасности (СБ) ООН, где Россия является одним из пяти постоянных членов с правом вето, поддержанную Соединенными Штатами резолюцию.
Россия доказывает, что друзья не наказывают друг друга за принципиальные расхождения во мнениях, и что Соединенным Штатам следовало бы согласиться с точкой зрения России точно так же, как Россия 2 года назад согласилась с решением США выйти из Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1972 года.
"Иметь разногласия - в характере демократического поведения в мире, - сказал Владимир Лукин, влиятельный российский законодатель и бывший посол в Вашингтоне. - Разве это может служить причиной для резкого ухудшения отношений с Соединенными Штатами? Я так не думаю".
Дилемма России в том, что ее интересы распределяются между двумя континентами. Европейский Союз (ЕС) является ее крупнейшим торговым партнером, а Германия - ее самым крупным кредитором. Но США и Россия являются идеологическими партнерами в войне с терроризмом и имеют общие стратегические интересы на Ближнем Востоке, в Азии и в Европе.
"Мы безусловно считаем, что для Путина отношения с США более важны, чем отношения с Европой", - сказал один высокопоставленный официальный представитель США. Однако аналитики в Кремле говорят, что для г-на Путина куда более рискованно поддержать г-на Буша-младшего сегодня, чем это было 18 месяцев назад, когда Россия поддержала возглавлявшуюся Соединенными Штатами войну в Афганистане. На этот раз Вашингтон слишком сильно рискует в дипломатическом плане, когда хочет развязать военный конфликт, который, как опасается Россия, вызовет гнев и возмущение мусульманских стран региона, а также и 20 млн. мусульман, проживающих в границах Российской Федерации.
В то же время официальные лица США не желают обещать России, что новое правительство Ирака станет уважать стоящие многие миллиарды долларов контракты на разработку иракских нефтяных месторождений, которые пока не претворяются в жизнь по причине санкций ООН, и выплатит России долг в 8 млрд. долл. Более того, если война в конечном счете вызовет падение цен на нефть, как ожидают многие аналитики, доходы России от экспорта нефти резко сократятся.
Некоторые российские официальные лица высказывают предположение, что г-н Путин был бы более солидарен с Америкой в вопросе об Ираке, если бы мог показать более солидные выигрыши от своих прежних уступок. "Одна сторона пытается делать все, что в ее силах, а другая сторона говорит 'Большое спасибо' и идет дальше своим путем, - сказал г-н Лукин. - Я не могу говорить за г-на Путина, но мне представляется, что он несколько устал от выгодных только одной стороне соглашений".
Чиновники администрации Буша-младшего возражают, что Россия получила выигрыш от свержения режима талибов в Афганистане и от помощи Соединенных Штатов в деле изгнания исламских повстанцев из Грузии и Узбекистана. "Выгоды для безопасности России несколько недооцениваются в Москве", - сказал один высокопоставленный американский дипломат.
Но такие российские официальные представители, как г-н Лукин, ссылаются на поправку Джексона-Вэника (Jackson-Vanik) как на "торчащий костью в горле" пример невыполненных обещаний. В конце 2001 года администрация Буша-младшего обещала навсегда избавить Россию от этого закона, который препятствует странам без рыночной экономики и открытой эмиграционной политики иметь нормальные торговые отношения с Соединенными Штатами. России и поныне приходится ежегодно обращаться с просьбой о том, чтобы ее вывели из-под действия этой поправки.
"Я думаю, что Кремль очень чувствителен к обвинениям, что Путин подобно Михаилу Горбачеву наивно проводит прозападную политику, ничего взамен не получая для России, - сказал Александр Пикаев, специалист по внешней политике в московском центре Фонда Карнеги. - Путин чувствует себя очень уязвимым к такого рода критике, потому что она исходит от силовых министерств, которые составляют очень важную часть его политической базы".
Немногие, однако, заявляют, что г-ну Путину следует беспокоиться о том, чтобы не обидеть взгляды рядовых россиян по данному вопросу. Восемьдесят семь процентов опрошенных в недавнем опросе общественного мнения заявили, что они против нападения на Ирак.
Если действия г-на Путина приведут к длительному разрыву с Вашингтоном, говорят политические аналитики, многие россияне будут только рады. Г-н Путин заскочил намного вперед российского общества и собственного правительства, объединив Россию с Соединенными Штатами; сейчас он в большей мере соответствует местным настроениям. "Его критики могли бы заявлять, что он продает Россию, - сказал Виктор Кременюк, заместитель директора Института США и Канады Российской Академии Наук (РАН). - А так его станут считать поборником российских интересов, человеком, которому хватило мужества выдержать давление сверхдержавы и найти выход в вопросе установления отношений с Европой".