Москва, 10 марта 2003 года. На президента Владимира Путина усиливается давление с целью прояснения окончательной позиции России по голосованию второй резолюции Организации Объединенных Наций (ООН) по Ираку. Некоторые из его советников в Москве, напуганные тем, что высказывания министра иностранных дел Игоря Иванова - который в понедельник предостерег, что Россия наложит вето на резолюцию - слишком далеко отошли от позиции Соединенных Штатов Америки, призывают г-на Путина до среды сделать заявление в том плане, что военное решение (иракской проблемы - прим. пер.) все же возможно, под контролем ООН.
С другой стороны, отдельные части консервативного военного истеблишмента вместо этого агитируют за более враждебный подход и использование вето при голосовании в Совете Безопасности (СБ) ООН. Они доказывают, что, если Россия не использует свое право вето сейчас, ей будет трудно сделать это в обозримом будущем.
Многие россияне полагают, что Соединенные Штаты слишком мало дали России за поддержку г-на Путина после нападений на США 11 сентября. Один бывший высокопоставленный российский дипломат говорит, что именно этим объясняется недавняя жесткая критика г-ном Путиным военной акции: "Не следует забывать, что многое из того, что он говорит, предназначается для успокоения общественного мнения внутри страны". Трудно себе представить, что г-н Иванов, опытный профессиональный дипломат, высказывался без санкции Кремля. Но только сам г-н Путин примет окончательное решение.
Как безусловно известно, г-н Путин в прошлом опровергал высказывания своих министров, например, по поводу военной акции США в Средней Азии в конце 2001 года. В теории этот дает ему пространство для маневра, чтобы возвратиться на позицию Соединенных Штатов, если ему заплатят разумную цену. Запланированная на эту неделю беседа между г-ном Путиным и президентом Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush), возможно, предполагает, что они придут к общей точке зрения.
"Путин не пожелает поставить под угрозу все более функциональные отношения сотрудничества с США - проект, который потребовал 2 или 3 года очень тяжелого и зачастую неблагодарного труда. Вето нарушило бы границу американского терпения и серьезно навредило бы двусторонним отношениям", - говорит Бобо Ло (Bobo Lo), исследователь из Королевского института международных отношений (The Royal Institute of International Affairs) в Лондоне и автор новой книги о российской внешней политике.
Но в последнее время советники по российским делам в Вашингтоне говорят, что от США исходит сообщение, что г-н Путин слишком увлекается выбиванием уступок - будь то освобождение от долга советской эпохи, защита российских экономических интересов в Ираке или более влиятельная роль для России в "Большой Восьмерке" ведущих промышленно развитых стран мира.
В начале нынешнего месяца официальные представители США, кажется, пытались преуменьшить любой раскол, проводя различие между Францией и Германией, с одной стороны, и Россией, с другой. Они были готовы дать гарантии, что Москва получит роль в постсаддамовской администрации и в восстановлении Ирака. Они добились ратификации сенатом США договора с Москвой о двустороннем сокращении ядерных вооружений, включили чеченские группы в американский "черный список" международных террористических организаций и лоббировали за отмену устаревших ограничений на торговлю, введенных поправкой Джексона-Вэника (Jackson-Vanick).
Но в последние дни риторика стала до такой степени жесткой, что кое-кто говорит, что самое лучшее, что сейчас может сделать Россия, так это попытаться ограничить ущерб своим отношениям с США. Если она все-таки использует свое право вето, то, как опасаются некоторые, г-н Буш-младший будет бойкотировать в мае весьма символичные праздничные мероприятия по случаю 300-летней годовщины Санкт-Петербурга, родного города г-на Путина, и даже, возможно, выскажется относительно мудрости инвестирования в Россию, что будет иметь негативные последствия.
С учетом этого г-н Путин должен взвесить те потенциальные выгоды, которые ему принесет его поддержка Германии и Франции, каждая из которых, кажется, сильно нервничает по поводу использования в одиночку своего права вето в ООН. У Кремля заготовлен длинный список своих пожеланий к Западной Европе, включающий, в том числе, увеличение торговли, списание долгов и более сильное политическое влияние на Европейский Союз (ЕС). Однако ЕС не выступает как единый голос, и существуют сомнения относительно того, сколь многое из обещанного смогут выполнить Франция и Германия.
Ряд аналитиков российских проблем и дипломатов утверждают, что сейчас самой привлекательной для Соединенных Штатов опцией было бы обойти ООН перед началом военной акции, избежав решительного выяснения и позволив Москве после мямлить критические замечания, которые, в сущности, не принесут серьезного вреда. Однако, если Соединенные Штаты будут и далее настаивать на том, чтобы действовать через ООН - и особенно если в последнюю минуту перед голосованием будет существовать неуверенность в отношении того, как проголосуют другие - то, как говорят некоторые, Россия вполне могла бы воспользоваться старой советской тактикой уклонения от голосования. Ее посол просто выйдет из зала заседаний, "чтобы ответить на звонок своего президента" именно в тот момент, когда в противном случаем ему пришлось бы поднимать руку "за" или "против".