Заявление России о намерении внести вето против американо-британской резолюции по Ираку, прежде всего, дает понять, что Джордж Буш (George Bush) больше не получит в ООН зеленого света для войны против Саддама Хусейна (Saddam Hussein), которая могла бы быть развязана по факту «конкретного нарушения» резолюции 1441. Даже если Вашингтону удалось бы заполучить на свою сторону большинство нерешительных членов этого органа, вето сводит на нет данный дипломатический силовой прием. Во всяком случае, помимо этого постоянные члены Совета Россия, Франция и Китай, видимо, заранее твердо договорились голосовать солидарно. Это позволяет ожидать вынесения вето со стороны Парижа и Пекина. Ось, направленная против Буша, судя по всему, сохраняется.
Если Парижу и Москве удастся собрать в Совете безопасности достаточное количество голосов «против», то отпадает необходимость в вынесении вето и применении его в качестве последнего оружия против американского большинства. Именно этого добивается в настоящее время французско-российская ось. По крайней мере, нет никаких других причин, какими дипломатические наблюдатели могли бы объяснить, почему министр иностранных дел Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin) совершил за последние 48 часов несколько блиц-визитов по африканскому континенту.
Тем более, что интересы Москвы имеют многослойный характер. Еще в конце прошлой недели для переговоров с президентом Джорджем Бушем был направлен человек из ближайшего окружения Путина. То же самое он проделал с Шираком (Chirac) и Шредером (Schroeder), но разговор с Бушем был бы бессмысленным, если бы российский президент хотел ему сообщить лишь о неизменности своей, путинской, оценки ситуации. Речь шла, и из этого следует исходить, о конкретных решениях.
Лондон видит ситуацию следующим образом: своим шагом Москва поставила себя во главе государств, выступающих «против», заняв позицию, соответствующую ее представлениям о своем положении как великой державы. Москва хотела бы тем самым первой негласно выдвигать пожелания и условия, подлежащие исполнению. Россия достаточно долго наблюдала за поползновениями французской стороны и теперь увидела, что наступил момент показать, что касается влияния, свой собственный профиль. Должен быть вновь восстановлен порядок вещей: не должно быть так, будто Россия следует за Францией, а должно быть так, чтобы Франция дожидалась, какое решение примет Москва, только потом свой ход может делать Париж. Сначала ходит Москва, потом, пожалуйста, Франция, - но не наоборот.
Как и прежде, считается, что Россию и Китай связывают с США столь серьезные интересы, что раскол, продемонстрированный перед международной общественностью, кажется крайне рискованным вариантом. Вето, торпедирующее возможное американское большинство, неизбежно повлекло бы реакцию со стороны Америки.
Сложный характер проблематики заставляет ожидать, что окончательное решение будет приниматься в последние часы, возможно, даже минуты перед голосованием по поводу британско-американского проекта резолюции.
Еще важнее сроки ультиматума. Здесь тоже еще существует некая возможность пойти навстречу Москве, которая выступает против ограничения этих сроков временем 17 марта. Сроки могли бы быть увеличены на два, три дня, в исключительном случае - на неделю. Только до этого предела может позволить себе Буш пойти навстречу своему другу Блэру (Blair) в связи с его непростой позицией внутри страны, а также - своему российскому партнеру. Но не дальше.
В конце прошедшей недели Белый дом дал понять, что намерен представить на голосование резолюцию уже сегодня. Вчера затем последовало уточнение, что это может произойти не ранее среды. Возможно перенесение срока до четверга, пятницы, быть может, и до понедельника. До этого времени, невзирая на все намеки Москвы, двери остаются еще не совсем закрытыми.