«Еврокомиссия собирается создать общее пространство в сфере оборонных разработок, а также в области рынка вооружений», - отмечает правоцентристская Le Figaro. Как отмечает французская газета в своем комментарии 11 марта, идея объединения военного потенциала стран Евросоюза назрела давно, ибо сегодня «совокупные расходы 15 стран ЕС на оборонные цели не превышают 160 млрд. евро в год, в то время как США тратят ежегодно тратят на военные цели 390 млрд. долларов, при этом военная мощь стран-членов ЕС равна лишь 10% того, на что способен в оборонной сфере Вашингтон», - подчеркивает Le Figaro.
В комментарии брюссельского обозревателя Le Figaro Пьера Бочева, опубликованном под заголовком «Евросоюз изучает проект совместного агентства вооружений», в частности, отмечается: «В контексте обсуждения темы войны (имеется в виду иракский кризис - прим. пер.) Еврокомиссия вновь возвращается к изучению идеи создания совместного для стран ЕС "агентства по вооружениям". Двадцати комиссарам ЕС, которые должны сегодня дать свое «добро» на эту инициативу, должен сопутствовать успех. Уже реализуется проект совместной «европейской политики в области безопасности и обороны", а в прошлом году Европарламент в Страсбурге предложил Еврокомиссии изучить возможность объединения военной политики Европы, которую на данном этапе каждая страна ЕС реализует самостоятельно.
И хотя это намерение ЕС достойно похвалы, тем не менее, предложения, которые одобрят комиссары ЕС, рискуют быть слишком честолюбивыми по отношению к тому, как представляют эту концепцию сами страны-члены Евросоюза. Идея создания такого агентства по вооружениям, конечно, уже давно назрела. Эта концепция, обсужденная в рамках Европейского Конвента рабочей группой во главе с французом Мишелем Барнье, не встретила категоричных возражений. Париж и Берлин уже одобрили концепцию, а месяц назад эта идея была одобрена на франко-британском саммите в городе Туке. Однако эти инициативы рассматриваются в "межправительственном" плане, то есть в рамках прямого сотрудничества между столицами, не принимая во внимание "общие" аспекты, которые объединяют Еврокомиссию и Европарламент.
Из проекта документа, который рассмотрят комиссары ЕС, видно, что Еврокомиссия собирается создать общее пространство в сфере оборонных разработок, а также в области рынка вооружений. Однако это не означает, что с таким подходом согласятся страны-члены ЕС, которые защитили свой национальный суверенитет в сфере обороны со времен Римского договора. То есть с 1957 года они заявляют, что исключается проведение централизованной политики в сферах "производства или торговли вооружениями, а также боеприпасов и боевой техники". Годом позже 6 ведущих стран ЕС определили список товаров, к которым применима соответствующая статья договора. С тех пор это решение не пересматривалось.
Ввиду того, что страны ЕС проводят несогласованную политику в сфере обороны, военный потенциал Запада значительно отстает от американского. В настоящее время совокупные расходы 15 стран ЕС на оборонные цели не превышают 160 млрд. евро в год, в то время как США ежегодно тратят на военные цели 390 млрд. долларов, при этом военная мощь стран-членов ЕС равна лишь 10% того, на что способен в оборонной сфере Вашингтон.
Для обеспечения наиболее эффективного объединения ресурсов, Еврокомиссия предлагает, в частности, подготовить своего рода "учебник" стандартизации вооружений; осуществить их мониторинг средствами национальной оборонной индустрии; подготовить единые правила, чтобы облегчить сотрудничество между странами ЕС в области обороны.
Как ожидается, в течение грядущих недель страны-члены ЕС выразят свое отношение к концепции Еврокомиссии в сфере обороны. Возможно, возобладает пессимизм. По крайней мере, на это указывает не совсем удачный опыт обсуждения в рамках ЕС проекта «Галилео» по созданию спутников наблюдения. Спустя два года после начала обсуждения этого проекта Германия и Италия все еще никак не могут договориться, какая из стран возьмет на себя индустриальное лидерство в осуществлении проекта».