Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Прогрессирующая экономика России не нуждается в западных подачках

Москва снова имеет достаточно денег и уже не так легко идет на уступки Западу в интересах получения от него экономических подачек

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отпор России возглавляемому Соединенными Штатами вторжению в Ирак является признаком того, что дипломатия зависимости периода 1990-х годов, вполне возможно, уже исчерпала себя."Самое важное для России сейчас - это частные инвестиции, а не помощь от какого-либо иностранного правительства, - сказал Роланд Нэш, глава исследовательского отдела инвестиционного банка "Ренессанс-Капитал" в Москве. - В данный момент частные инвестиции поступают в страну, а потому подачки больше не требуются"

Отпор России возглавляемому Соединенными Штатами вторжению в Ирак является признаком того, что дипломатия зависимости периода 1990-х годов, вполне возможно, уже исчерпала себя."Самое важное для России сейчас - это частные инвестиции, а не помощь от какого-либо иностранного правительства, - сказал Роланд Нэш (Roland Nash), глава исследовательского отдела инвестиционного банка "Ренессанс-Капитал" в Москве. - В данный момент частные инвестиции поступают в страну, а потому подачки больше не требуются".

Москва, 11 марта 2003 года. Отпор России возглавляемому Соединенными Штатами вторжению в Ирак является признаком того, что дипломатия зависимости периода 1990-х годов, вполне возможно, уже исчерпала себя здесь. Оправившись от десятилетия постсоветского сокращения и распада, Москва снова имеет достаточно денег и уже не так легко идет на уступки Западу в интересах получения от него экономических подачек.

В момент, когда приближается голосование в Организации Объединенных Наций (ООН) резолюции по Ираку, которая может привести к войне, противоборствующие лагеря, возглавляемые Соединенными Штатами Америки и Францией, сосредоточили свое интенсивное лоббирование на дюжине не определившихся со своей позицией членов Совета Безопасности (СБ). Американские дипломаты сказали, что их усилия сосредоточены на Анголе, Гвинее и Чили. Советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) открыто намекает на то, что администрация США может предложить ключевым странам финансовую помощь за их поддержку, заявляя: "Мы говорим с людьми об их интересах".

До недавних пор такие разговоры встретили бы здесь полное понимание. Привязка к западным кошелькам была фактором, который России приходилось учитывать при формировании своей внешней и даже внутренней политики на протяжении большей части 1990-х годов. Москва, экономика которой находилась в руинах, опасалась карательных санкций Парижского и Лондонского клубов кредиторов, которым она должна миллиарды долларов еще с советских времен. Она также полагалась на щедрость Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ) в вопросе латания дыр своего бюджета.

Экономические рычаги влияния Запада не всегда были способны сдерживать злобные тирады непредсказуемого бывшего президента Бориса Ельцина в 1990-х годах, но они все же сыграли свою роль в критически важных стечениях обстоятельств. Г-н Ельцин был остро заинтересован во вступлении России в "Большую Семерку" экономических держав. Когда в 1999 году Организация Североатлантического договора (НАТО) бомбила Югославию, помощь ВМФ рассматривалась как важный побудительный фактор, который позволял удерживать зачастую символическую поддержку Россией югославского правительства от активной обороны.

Алхимия финансовых отношений России с тех пор существенно изменилась: Владимир Путин положил конец заимствованию денег у МВФ сразу же после того, как стал президентом в начале 2000 года, когда высокие мировые цены на нефть позволили Москве получить определенную финансовую передышку для восстановления ее экономики. Неуверенная ситуация на Ближнем Востоке, способствовавшая дальнейшему росту цены на нефть, только лишь еще больше укрепила финансовое положение Кремля. Россия, второй по величине в мире нефтедобытчик, сегодня имеет достаточно денег, а ее правительство использует огромные профициты своих бюджетов для выплаты национального долга.

На прошлой неделе, в день, когда Россия вместе с Францией и Германией объявила о своем твердом неприятии резолюции ООН, разрешающей применение силы против Ирака, российское правительство поместило на своей веб-странице в Интернете объявление о том, что оно намеревается в следующем году досрочно выплатить свои долги МВФ. Прошлой зимой Кремль объявил, что прекращает работу Корпуса мира в России - шаг, который официальные лица приписали растущей уверенности в себе - и ощущению, что России больше не требуется помощь от таких организаций, как Корпус мира, задачей которого является помощь развивающимся странам.

"Какое-то время назад они встали с колен", - сказал один высокопоставленный американский дипломат в Москве. Соединенные Штаты пытаются воздерживаться от любых прямых предложений экономических побудительных мотивов в обмен на российскую поддержку вторжения в Ирак, сказал этот дипломат, добавив, что российское правительство определенно дало понять, что в таких предложениях не заинтересовано. У России, однако, все же имеются в Ираке интересы, нуждающиеся в защите: Саддам Хусейн (Saddam Hussein) в последние годы обещал российским компаниям, что у них будет возможность разрабатывать иракские нефтяные месторождения, добывая более 25 млрд. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) нефти в сутки. А между тем российское правительство хотело бы, чтобы ему были выплачены достигающие в совокупности 8 млрд. долл. США иракские долги советской эпохи, которые Багдад прекратил выплачивать в начале 1990-х годов.

Если считать, что экономические инициативы западных правительств учитываются г-ном Путиным в его сегодняшней позиции по Ираку, то становится ясно, что Вашингтон может предложить ему больше, чем Франция или Германия. Германия является одним из крупнейших торговых партнеров России, а крупнейшая российская компания, контролируемая государством газовая монополия "Газпром", направляет большую часть своего экспортируемого газа в Европу. Россия давно уже досаждает Западу просьбами о помощи в вопросе о приеме во Всемирную торговую организацию (ВТО) с тем, чтобы российские товары могли с большей легкостью попадать на западные рынки. Но для приема необходимо, чтобы ей помог целый ряд стран помимо Соединенных Штатов.

А тем временем Россия дала понять, что она в большей мере обеспокоена мировой ценой на нефть, нежели своими контрактами на добычу нефти в Ираке или иракскими долгами советских времен, сказал вышеупомянутый американский дипломат. Россия получает треть своих доходов от экспорта нефти и газа. Если Соединенные Штаты все-таки вторгнутся в Ирак и резко увеличат добычу иракской нефти, это может стать крупным шоком для российского федерального бюджета. "Конечно же, 8 млрд. долл. долга - не семечки, однако эта сумма бледнеет в сравнении с возможными последствиями падения цены на нефть", - сказал этот дипломат.

Соединенные Штаты заверили Россию, что не допустят резкого падения мировой цены на нефть, если возьмут под свой контроль иракские нефтяные месторождения. Аналитики нефтяной индустрии предполагают, что, когда волнения на Ближнем Востоке улягутся, цена нефти упадет со своего нынешнего уровня в диапазоне 30-40 долл. до более долговременного уровня порядка 20 долл. США за баррель.

Кремль уже аккумулировал достаточные финансовые резервы, чтобы сдерживать неблагоприятные эффекты любого падения цены на нефть. Правительство рассчитало свой бюджет на 2003 фин. год, основываясь на средней цене на нефть в 21,5 долл. США за баррель, и за каждый доллар цены, превышающей бюджетные расчеты, федеральная казна России получит около 1 млрд. долл. годового дохода дополнительно. Россия откладывает излишки валюты, и в последние 4 месяца резервы Центрального банка России выросли на 6,3 млрд. долл., достигнув на конец февраля 53,1 млрд. долл. США. "Российская экономика, я бы сказал, подготовлена к такой ситуации, включая ее бюджетную сферу", - сказал в интервью государственному телевидению министр финансов России Алексей Кудрин.

Позиция Москвы резко контрастирует с позицией Турции, которая в последнее время пытается добиться утверждения парламентом размещения на своей территории 60000 американских военнослужащих в обмен на помощь в размере 15 млрд. долл. США. На прошлой неделе, после того, как ее парламент отверг план приема американских войск, финансовые рынки Турции обвалились.

А между тем ситуация с российскими ценными бумагами и долгами в последние несколько недель продолжает улучшаться, несмотря на тенденцию к падению котировок на мировых финансовых рынках, которую инвесторы приписывают предвоенной панике. Аналитики заявляют, что, хотя рост мировых цен на нефть способствовал дальнейшему росту рыночной капитализации российских активов, их подъем стал также отдачей от нескольких лет экономических реформ, которые сделали Россию притягательной для иностранных инвестиций. В феврале с.г. английская нефтяная корпорация "British Petroleum" (BP) объявила, что заплатит 6,75 млрд. долл. США наличными и в акциях за 50-процентную долю акций нового совместного предприятия, которое станет третьим по величине в России нефтедобытчиком.

Аналитики приветствовали соглашение BP как признак того, что Россия стала достаточно стабильной для западных компаний, чтобы делать важные прямые инвестиции. Эта сделка в 1,5 раза превышает все прямые инвестиции, которые России удалось привлечь за весь прошлый год. Инвесторы ставят на то, что суверенный долг страны, на котором после финансового кризиса 1998 года была поставлена точка, в следующем году вновь достигнет уровня, который позволит говорить об инвестициях. "Самое важное для России сейчас - это частные инвестиции, а не помощь от какого-либо иностранного правительства, - сказал Роланд Нэш (Roland Nash), глава исследовательского отдела инвестиционного банка "Ренессанс-Капитал" в Москве. - В данный момент частные инвестиции поступают в страну, а потому подачки больше не требуются".