Российская спецслужба ФСБ становится все мощнее. Проведя только что структурную реформу, президент Владимир Путин значительно расширил полномочия службы внутренней разведки. В то время, как критики сравнивают новую ФСБ по объему ее полномочий с советским КГБ, иные эксперты говорят о том, что реформа является лишь реакцией на новые опасности для внутренней безопасности России: международный терроризм, организованную преступность и торговлю наркотиками. Реформа сравнима с перестройкой спецслужб США после событий 11-го сентября.
Реформа частично восстанавливает структуры разрушенной всемогущей советской спецслужбы КГБ. Сейчас еще самостоятельной остается лишь Служба внешней разведки. В августе 1991 года прежний российский президент Борис Ельцин уничтожил КГБ, который считался реальным носителем власти в государстве. Он раздробил его на несколько конкурирующих между собой служб. С точки зрения дела эффективность деятельности спецслужб от этого пострадала. Демократические силы, между тем, требовали еще более радикального ограничения влияния спецслужб. Так, ФСБ до сегодняшнего дня не подлежит парламентскому контролю и подчиняется президенту.
В Кремле, очевидно, надеются, что теперь удастся лучше реагировать на такие проблемы, как сохраняющийся сепаратизм или рост масштабов торговли наркотиками. Например, пограничные войска можно будет использовать против сепаратистских тенденций в неспокойных приграничных районах России. Уже в настоящее время они ведут боевые действия в Чечне.
Близкий к Кремлю эксперт Сергей Марков сказал в интервью газете "Moscow Times", что реформа ни в коем случае не является угрозой для демократизации России. По его словам, это всего лишь адекватная реакция на новые угрозы. Впрочем, с политической точки зрения бывший разведчик Путин, перестраивая спецслужбы, укрепляет также свою власть внутри страны. Ставшая еще более влиятельной ФСБ подчиняется Николаю Патрушеву - одному из самых близких друзей Путина. Орган, предназначенный для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, тоже возглавил один из соратников президента: представитель спецслужб Виктор Черкесов.
Таким образом, возрастает влияние так называемой петербургской группы. В нее входят политики и функционеры из числа окружения Путина в бытность его представителем спецслужб Санкт-Петербурга. Они считаются более надежными, чем московский истеблишмент, пришедший к власти во времена предшественника Путина Ельцина. Возможно, что в скором времени Путин произведет изменения и в правительстве. В нем много политиков, которые считаются воспитанниками Ельцина и членами его коррумпированной «семьи». А перед предстоящими в конце года парламентскими выборами Путин, пришедший во власть как реформатор, должен наглядно продемонстрировать эффективность в управлении страной.