Созданное месяц назад крупным британским нефтяным концерном "BP" и российской нефтяной компанией «ТНК» совместное предприятие приобретает конкретные очертания. Новая компания - в будущем она явится третьим в мире по величине нефтяным концерном - будет называться «ТНК-ВР», сказал корреспонденту "Handelsblatt" Михаил Фридман.
Михаил Фридман, глава холдинга «Альфа-Групп», владеющего 50% акций «ТНК», назначен одновременно председателем Наблюдательного совета нового концерна. "BP" занимает в лице американца Роберта Дадли (Robert Dudley) предусмотренный для концерна в новой фирме высокий пост ее президента. До этого Дадли являлся заместителем руководителя группы "BP". Об этом вчера сказал в Москве в интервью корреспонденту "Handelsblatt" Фридман. Герман Хан, который до сих пор являлся генеральным директором «ТНК» станет заместителем Дадли. Наряду с этим выходец из "BP", нынешний президент российской нефтяной компании «Сиданко» Лоренс Смит (Lawrence Smith) займет пост генерального директора «ТНК-ВР».
С юридической точки зрения совместное предприятие британцев и россиян, в котором обе стороны будут иметь в будущем по 50%, конституируется к 1-му июлю. Первое заседание Наблюдательного совета нового совместного концерна состоялось в прошедший вторник. "BP" вносит в качестве своей доли 6,75 млрд. долларов США в виде денег и акций концерна "BP". Помимо этого концерн вносит в новый холдинг в качестве вклада свое нынешнее участие в бизнесе в России, то есть свои доли в нефтедобывающих компаниях в Сибири. Компания «Альфа» и российский холдинг "Access-Renova-Gruppe", также имевший в концерне "TNK International" долю в размере 50%, объединяют свой капитал в «ТНК». Свою долю в совместное предприятие вносят также российские нефтедобывающие компании «Сиданко», "Rusia Petroleum", «Rospan" и крупнейшая оффшорная компания, занимающаяся добычей нефти на тихоокеанском острове Сахалин. Первоначально оба партнера дали совместному предприятию название "NewCo".
Места в Наблюдательном совете, состоящем из десяти человек, должны быть распределены между англичанами и российской стороной на паритетных началах, правда, компании Альфа» и "Access-Renova" должны еще договорится по поводу пятого члена с российской стороны. При этом концерн "BP" направляет в этот орган советника президента концерна лорда Джона Брауна (John Brown), Родни Чейса (Rodney Chase).
Присутствие концерна "BP" представляет собой на сегодняшний день самое крупное с большим отрывом вложение иностранного капитала в России, сказал Фридман. Но «Альфа-Групп» готова предложить иностранным инвесторам для продажи и другую собственность, сказал Фридман. Группа имеет долю в компаниях, работающих в банковском, страховом, телекоммуникационном секторах и в розничной торговле в России и других государствах-членах СНГ.
Чистая прибыль «ТНК» только в третьем квартале 2002 года увеличилась на 26%. Новое совместное предприятие «ТНК-ВР» будет в будущем добывать ежедневно 1,2 млн. баррелей нефти. У него есть гарантированные резервы в размере 6,2 млрд. и оценочные запасы в размере 27,9 млрд. баррелей нефти.
Фридман ко всему потребовал строительства в России частных нефтепроводов. Но против этого пока выступали правительство и президент. Пока нефть можно экспортировать только по трубопроводной системе государственного монополиста компании «Транснефть», а также по государственным железнодорожным магистралям. Межу тем, «Транснефть» не справляется с созданием необходимых мощностей для экспорта нефти. В связи со значительным увеличением добычи нефти имеющиеся мощности в настоящее время почти полностью загружены. Министерство энергетики даже прогнозирует, что в 2005 году будет добыто на 30 млн. тонн нефти больше, чем это возможно экспортировать.
Поэтому в целом уже приватизированные российские нефтяные концерны хотят самостоятельно строить нефтепровод в направлении незамерзающего порта Мурманск, что на Севре России, а оттуда поставлять нефть на танкерах в США. «Когда-нибудь все будет зажарено и съедено, в том числе, и государственная трубопроводная система», - сказал Фридман. Между тем, правительство в настоящее время купается в связи с высокими ценами на нефть в деньгах и потому ставит палки в колеса. Но в случае, если цена на нефть упадет, «а она может очень легко опуститься ниже 18 долларов США за баррель», считает Фридман, тогда путь к строительству частных нефтепроводов будет, возможно, открыт.