Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай: за изгоев или за мир?

Пришла пора определяться

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
До недавнего времени Китай играл в основном роль державы, поддерживавшей изгоев международного сообщества, и претендующей на роль лидера стран третьего мира на основе идеалистической веры в то, что ни одна страна не должна вмешиваться во внутренние дела другой страны. Однако, в последнее время Китай постепенно переходит к более прагматичному подходу, который заключается в том, что международная обстановка должна способствовать экономическому развитию. Пекин понял, что он заинтересован в сохранении статуса-кво и начал иногда принимать участие в разрешении кризисов совместно с другими странами

Сейчас, когда наступают последние дни перед освобождением Ирака, Китай пытается играть на два фронта. Продолжая сохранять теплые отношения с Соединенными Штатами, Пекин одновременно критикует унилатералистский подход администрации Буша (Bush) к Ираку и ее мультилатералистский подход к Северной Корее. Однако, невзирая на эти противоречия, Китай еще может сыграть роль ответственной сверхдержавы, оказав помощь в убеждении Ким Чен Ира (Kim Jong Il) отказаться от его ядерных амбиций.

Возражения Китая против позиции США по Ираку не вызывают большой озабоченности. Однако, принимая во внимание вероятность того, что Северная Корея воспользуется грядущей войной, чтобы провести испытания баллистических ракет большой дальности, вновь запустить завод по переработке плутония, или каким-либо иным способом испытать терпение США, Пекин может вызвать еще большее недовольство Соединенных Штатов, чем Жак Ширак (Jacques Chirac). Для всех вполне очевидно, что в национальные интересы Китая не входит появление у его границ вооруженного ядерным оружием сумасшедшего. Поэтому, почему бы Пекину не использовать свое влияние, и не заставить Ким Чен Ира выполнять его прежние обязательства?

Стандартный ответ на этот вопрос заключается в том, что Китай не хочет краха Северной Кореи, так как опасается потока беженцев, а также потому, что ему нравится иметь "государство-буфер" между собой и Южной Кореей, являющейся союзником США. Хоть эти доводы отчасти и верны, они не раскрывают всей картины.

Если китайцы мыслят стратегически, то они должны понимать, что даже если они и попытаются поддерживать Северную Корею на плаву, то все равно дни этого государства сочтены. Не потому, что президент США Джордж Буш "ненавидит" Ким Чен Ира. Китай несомненно понимает, что режим г-на Кима политически неспособен провести реформы, в которых нуждается экономика. Во время "холодной войны" Пхеньян зависел от Советского Союза, что скрывалось от народа путем постоянного насаждения идеологии самодостаточности. В стране, лишившейся прямой поддержки, начинается предсмертная агония.

Прагматичный Китай решил сблизиться с Южной Кореей, побеждающей в противостоянии. Есть достоверные сведения, что между руководителями Пекина и Пхеньяна существует плохо скрываемая ненависть. Вместе с тем, политические связи между Китаем и Сеулом уже достаточно крепки. Торговый оборот Китая и Южной Кореи составил в прошлом году 44 миллиарда долларов США. Два ведущих концерна Кореи, "Samsung" и "LG", инвестировали в экономику Китая по 2 миллиарда долларов каждый.

Принимая во внимание такие взаимоотношения, одна из основных причин, по которым Китай колеблется занять жесткую линию в отношениях с Северной Кореей, заключается в том, что Южная Корея этого не одобрит. Бывший и новый президенты Южной Кореи являются сторонниками политики мирных отношений, несмотря на отсутствие каких-либо признаков того, что такая политика изменила поведение их северного соседа.

Так как Китай, в отличие от США, никогда не высказывал стремления проливать кровь в защиту Сеула и Токио, неудивительно, что он согласен следовать этой неправильной политике. Поддержка политики мирных отношений делает Китай другом в глазах населения Южной Кореи, настроение которой в последнее время становится все больше антиамериканским. Наконец, Китай ценит тот факт, что Северная Корея отвлекает на себя силы США и Японии.

Эта игра затрещит по швам, если Ким Чен Ир продолжит свои провокации, а Соединенные Штаты выведут свои войска из демилитаризованной зоны. Намеки на такую возможность подталкивают Сеул к пониманию, что он действительно нуждается в объединенном фронте, в котором будут участвовать в том числе Китай, Япония и Россия, для сдерживания Ким Чен Ира. Нарушение регионального баланса сил может уничтожить остаточное лояльное отношений Пекина к Пхеньяну, установившееся после Корейской войны, в которой 900 000 китайских "добровольцев" погибли или были ранены в борьбе против американского "империализма".

До недавнего времени Китай в основном играл роль державы, поддерживавшей изгоев международного сообщества, и претендующей на роль лидера стран третьего мира на основе идеалистической веры в то, что ни одна страна не должна вмешиваться во внутренние дела другой страны. Однако, в последнее время Китай постепенно переходит к более прагматичному подходу, который заключается в том, что международная обстановка должна способствовать экономическому развитию. Пекин понял, что он заинтересован в сохранении статуса-кво и начал иногда принимать участие в разрешении кризисов совместно с другими странами.

Пекин раздражен увлеченностью администрации Буша новым видом идеализма - вместо простой поддержки стабильности и статуса-кво Америка хочет теперь активно распространять демократию по всему миру. Однако, поразмыслив над этим, китайские руководители поймут, что, хоть внешняя политика США и включала в себя всегда этот вид идеализма, она уравновешивалась прагматизмом. Американцы могут стремиться к контролируемому краху Северной Кореи, который положит конец одному из самых ужасных режимов 20-го века, однако для достижения этой цели они не рискнут разжигать еще одно корейское противостояние. Для всех заинтересованных сторон наилучшим способом предотвращения катастрофы будет устранение ядерной угрозы в регионе. Если Китай придет в ближайшие дни к такому выводу, то это будет важным шагом на пути превращения его из лидера изгоев в миротворца.