Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия изучает возможность финансирования Японией строительства нового нефтепровода из Сибири в порт Находка

Япония в поисках новых источников снабжения нефтью обращает взор на своего давнего врага, Россию

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Токио предлагает частично или полностью профинансировать строительство нового 4000-километрового нефтепровода из Сибири к побережью Японского моря, расчетная стоимость которого составляет 5 млрд. долл. США. Это может стать одним из крупнейших японских проектов в сфере нефтедобычи за рубежом, который обеспечит удовлетворение четверти всех ее потребностей в нефти.

Токио, 14 марта 2003 года. Опасающаяся хронической нестабильности в зоне Персидского залива Япония в поисках новых источников снабжения нефтью обращает взор на своего давнего врага, Россию. Токио предлагает частично или полностью профинансировать строительство нового 4000-километрового нефтепровода из Сибири к побережью Японского моря, расчетная стоимость которого составляет 5 млрд. долл. США. Это может стать одним из крупнейших японских проектов в сфере нефтедобычи за рубежом, который обеспечит удовлетворение четверти всех ее потребностей в нефти.

Япония - не единственная азиатская страна, жаждущая российской нефти. Проект, о котором здесь идет речь, столкнется с конкуренцией со стороны Китая, который желает, чтобы трасса нового нефтепровода пролегла из Сибири в северо-восточный район Китая.

Россия, кажется, склоняется к компромиссному проекту, который предусматривает строительство сразу двух нефтепроводов, причем китайский маршрут предполагается строить первым - хотя кое-кто выражает сомнения относительно того, что Россия в обозримом будущем сможет добывать достаточно нефти, чтобы обеспечить полную загрузку двух нефтепроводов. Ожидалось, что Москва примет окончательное решение в четверг, однако вместо этого она объявила, что решение откладывается до мая, когда в Москву ожидается прибытие новоизбранного китайского лидера, генерального секретаря Коммунистической партии Китая (КПК) Ху Дзинтао (Hu Jintao).

Вне зависимости от того, какое решение примет Россия, Япония не прекратит своих поисков новых источников снабжения нефтью. Даже если Россия решит осуществить поддерживаемый Японией проект строительства нефтепровода, специалисты высказывают сомнения в том, что этот нефтепровод может быть введен в эксплуатацию ранее 2010 года - предполагая, что в Восточной Сибири к тому времени будет добываться достаточно нефти.

"Получим ли мы ожидаемые 560 млн. баррелей (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,75-158,98 л) и когда получим, вот главные вопросы для анализа эффективности проекта", - говорит российский министр энергетики Игорь Юсуфов. Тем не менее российский нефтепровод имеет для Японии, второго после США импортера нефти и нефтепродуктов в мире, наивысшую стратегическую важность. Япония покупает 88% из 4,3 млн. баррелей ежедневно требующейся ей нефти на Ближнем Востоке. У России она сейчас покупает совсем немного - 6000 баррелей в сутки.

Россия является очевидной альтернативой Ближнему Востоку в плане снабжения нефтью Японии. Она близко и имеет большие запасы нефти - настолько большие, что нефть продается в России по цене всего 5 долл. США за баррель. Однако объем добычи нефти уже сегодня достиг своего максимума - и неизвестно, сумеет ли Россия обеспечить полную загрузку сразу двух новых нефтепроводов. Возможно, для этого придется начать эксплуатацию новых месторождений в зоне вечной мерзлоты Восточной Сибири.

До сих пор Япония неохотно развивала деловые связи с Россией из-за нерешенного полувекового спора по поводу прав на несколько островов Курильской гряды. Однако реалии энергетического положения вынудили Токио изменить свои взгляды. Премьер-министр Японии Дзюньитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) в ходе своего визита в Москву в январе заявил, что Япония, возможно, поможет со строительством нового нефтепровода. На прошлой неделе Токио послал в Москву одного из высших чиновников министерства торговли, который должен доложить представителям России сохраняемые в тайне подробности японского предложения.

Поддерживаемый Японией проект должен транспортировать 1 млн. баррелей нефти в сутки в Находку, порт на Тихоокеанском побережье России. Япония предлагает оплатить всю стоимость строительства нефтепровода (5 млрд. долл. США), преимущественно путем предоставления займов под низкий процент. Она также пытается заручиться международной поддержкой проекта строительства нефтепровода в Находку, подчеркивая выгодность этого проекта для стран региона. Нефть в таком случае стала бы продаваться на открытом рынке.