Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сербия после убийства Джинджича

В Белграде введено чрезвычайное положение

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После убийства сербского премьер-министра сразу же стала заметной брешь, которую оставил после себя в руководстве Зоран Джинджич. Осиротевшее правительство в Белграде ввело чрезвычайное положение - официально, с тем, чтобы было легче заниматься поиском преступников. Но мотивом для этого было также то, чтобы получить время для спокойной по возможности реорганизации властных отношений

После убийства сербского премьер-министра сразу же стала заметной брешь, которую оставил после себя в руководстве Зоран Джинджич (Zoran Djindjic). Осиротевшее правительство в Белграде ввело чрезвычайное положение - официально, с тем, чтобы было легче заниматься поиском преступников. Но мотивом для этого было также то, чтобы получить время для спокойной по возможности реорганизации властных отношений.

Не случайно бывший президент Воислав Коштуница (Vojislav Kostunica) тут же подверг этот шаг критике как «чрезвычайно опасный». Вытесненный Джинджичем на второй план конкурент является после преобразования Югославии в «государственное сообщество Сербии и Черногории» не президентом союза государств, а всего лишь председателем мини-партии. И спустя день после покушения, ничто не говорило о том, что члены сербского правительственной коалиции собираются приглашать Коштуницу в «правительство национального спасения», как это некоторые предлагали после совершенного преступления.

Вместо этого населению пришлось на экранах своих телевизоров познакомиться с атрибутами, которые прежде были обычными при смене власти в Москве после смерти секретарей партии. После чрезвычайного заседания правительства перед прессой выступил заместитель премьер-министра Небойша Кович (Nebojsa Covic). Впрочем, важная роль выпала на долю председателя сербского парламента Наташи Мичич (Natasa Micic), которая после многократных поражений на президентских выборах может претендовать среди других на высший пост в республике. «Мичичка», которую считают политическим легковесом, ввела по предложению правительства чрезвычайное положение и тем самым - большие ограничения на гражданские свободы.

Выборы нового премьер-министра парламентом должны быть очень трудными. Дело в том, что сербская правительственная коалиция состоит более чем из десятка партий, которым будет тяжело договориться о кандидатуре преемника. Вчера кабинет принял решение, что правительственные дела будут первоначально вести четыре временно назначенных премьера, в том числе Небойша Кович. Демократическая партия Джинджича собирается позднее сделать новым главой правительства заместителя председателя Зорана Живковича (Zoran Zivkovic). Живкович, собственно, должен был стать министром обороны Сербии и Черногории.

Значение нынешней армии Югославии - теперь Сербии и Черногории - в период кризиса после убийства Джинджича неожиданно повысилось в глазах сербской полиции. Теперь ей тоже дано право арестовывать без санкций людей на 30 дней и без привлечения адвокатов. Живкович пригрозил сербскому министру внутренних дел Дусану Михайловичу (Dusan Mihajilovic), что если полиция не найдет убийц в течение нескольких дней, то она будет рассматриваться как их пособница. Формирование правительства для нового союза Сербии и Черногории, которое должно было состояться на этой неделе, отложено. Государства Сербия и Черногория являются правопреемницами прежней Югославии.

Удар по свободе прессы

В качестве ответа на преступление ограничена также свобода прессы. Это обосновывается тем, что информация «о причинах введения чрезвычайного положения» может базироваться только на сообщениях компетентных государственных органов. В правительственном заявлении по этому поводу говорилось, что среди подозреваемых в убийстве находятся криминальные группировки, дающие работу даже журналистам и контролирующие целые газеты. Главным редакторам было строго наказано, что они должны цитировать не экспертов полиции и политологов, а лишь представителей официальных инстанций.

В то же время город в день преступления выглядел обычно. У здания правительства возлагали цветы в память о Джинджиче и по сербской православной традиции зажигали свечи. Перед учреждениями стояли вооруженные полицейские в бронежилетах.