17 марта 2003 года. Президент Буш-младший (George W. Bush) готовится к войне. Соединенные Штаты, действующие почти в полной изоляции, собираются начать войну во имя мирового сообщества, которое выступает против нее. Встреча, которую президент Буш-младший провел вчера на Азорских о-вах с премьер-министрами Великобритании и Испании, ясно просигнализировала, что через день-другой президент, как ожидают, объявит, что он направляет войска в Ирак. Он заявил, что сегодняшний день станет последним шансом для любого иного решения. Если это так, пусть же этот день не будет потрачен понапрасну.
Наша газета остается убежденной в том, что существует жизненная необходимость разоружить Ирак. Но этот процесс следует осуществлять под эгидой Организации Объединенных Наций. Это отвечает наилучшим интересам как Соединенных Штатов, так и ООН. Поскольку очень немногие из 14 других членов Совета Безопасности убеждены в том, что война является лучшей немедленной опцией, Вашингтон поступил бы умно, отказавшись говорить о немедленном начале военных действий и представив в СБ резолюцию, которая ведет к разоружению и консенсусу. Нынешний курс является безрассудным.
Г-н Буш-младший сказал, что потратит сегодняшний день на то, чтобы в последний раз попытаться найти дипломатическое решение. Принимая во внимание воинственную риторику администрации в прошедшие выходные, трудно не заподозрить, что президент просто делает вид, что намерен договариваться. Но его следует поймать на слове. На прошлой неделе британцы выдвинули полезную резолюцию, которая призывает Ирак сделать ряд конкретных шагов, например, разрешить выехать из страны примерно 30 своим ученым с семьями для интервью, а также отдать все мобильные лаборатории по производству химического и биологического оружия.
Но, когда французы сказали, что наложат вето на эту резолюцию, а Вашингтон, казалось, остался безучастным, она умерла. Обеим сторонам следует пересмотреть свое отношение к данной резолюции, и ее следует оживить, предоставив ей большее время.
Президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) теперь заявляет, что он мог бы согласиться на предельный срок в 30 суток для разоружения Ирака, если с этим согласятся инспекторы ООН по вооружениям. Это прогресс, однако ему следует быть более податливым и положить на стол резолюцию, которая содержит четкие и жесткие предельные сроки, прямую угрозу применения силы и разумный механизм для принятия решения о соблюдении или несоблюдении Ираком изложенных в резолюции требований. Французы должны найти себе роль в деле предотвращения угрозы со стороны Ирака, которая предусматривала бы нечто большее, чем только угрозу вето.
Г-н Буш-младший прав, когда настаивает на том, что выбор между войной и миром остается за Саддамом Хусейном (Saddam Hussein). Но совершенно не имеет смысла утверждать, как это сделал во вчерашнем телевизионном интервью вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney), что в действительности Саддаму Хусейну не остается ничего, что могло бы предотвратить нападение, кроме, разве что, ухода в отставку. Именно такие разговоры заставляют очень многих скептически относиться к нынешней администрации.
Когда вчера на Азорских о-вах г-н Буш-младший стоял с премьер-министрами Испании, Великобритании и Португалии, было много разговоров о сильном Атлантическом альянсе. Но строительству сильного альянса не способствуют чрезмерное раздувание угроз и отказ принимать во внимание озабоченность друзей. Что бы ни произошло сегодня, завтра нам потребуется именно сильный альянс.