То, что президент США Джордж Буш (George Bush), премьер-министры Тони Блэр (Tony Blair) и Хосе Азнар (Jose Aznar) еще пойдут на какие-то компромиссы в Совете безопасности, не было столь уж очевидным и до начала их встречи на Азорских островах. И вот президент США все же дает небольшую отсрочку продолжительностью всего в один единственный день. Сегодня - день принятия решения, заявил Буш. А Тони Блэр сказал, что саммит - «последний призыв» к международному сообществу объединиться. Дословно Блэр выразился так: «Мы сделаем все возможное, чтобы пойти на последние контакты и посмотреть, есть ли возможность выхода из тупика».
Наблюдатели этот интерпретировали это таким образом, будто три желающих войны партнера намерены считать нынешний понедельник последней возможностью для обсуждения ситуации. Должно ли это произойти в Совете безопасности или в ходе переговоров по телефону, вопрос вчера остался открытым. Главы правительств всех трех стран подчеркивали, что резолюция ООН установила для Ирака крайние сроки, который тот не учел. «На нас лежит ответственность реализовать волю международного сообщества». Что необходимо в данный момент, так это не продолжение дебатов в Совете безопасности, а «серьезно воспринимаемый ультиматум». Из правительственных кругов в Вашингтоне стало неофициально известно, что возможно, уже во вторник президент Буш обратится к нации с тем, чтобы все гражданки США, пребывающие в Ираке (в том числе сотни представительниц средств массовой информации) покинули страну в течение 72 часов. Военные действия могли бы тогда начаться самое раннее в ночь с четверга на пятницу. Из заявления глав правительств, сделанного на Азорских островах, можно было, с другой стороны, понять, что негласно они требуют от Саддама Хусейна (Saddam Hussein) отбыть в течение 96 часов в эмиграцию. Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) указал на то, что войны «наверняка можно было бы избежать», если бы Саддам Хусейн, его сыновья и ряд ведущих представителей покинули Ирак.
Перед вчерашней встречей в верхах на Азорских островах Франция, Россия и Германия выдвинули новое предложение, которое могло бы позволить «мирно разоружить» Ирак в «короткие сроки» и предотвратить войну. И государственный секретарь Пауэлл, и вице-президент США Чейни (Cheney) отвергли этот шаг. Чейни сказал, выступая по телеканалу "NBC", что без сомнения «завершение дипломатических усилий уже очень близко».
Согласованное в субботу по телефону тремя министрами иностранных дел Домиником Вильпеном (Dominique Villepin), Игорем Ивановым и Йошкой Фишером (Joschka Fischer) предложение предусматривает, что глава международных инспекторов ООН в Ираке представит сегодня Совету безопасности детальный рабочий план по выполнению всех еще не реализованных мер по разоружению с точным указанием сроков. После этого, во вторник, в Совете безопасности должно состояться совещание на уровне министров иностранных дел, которые должны одобрить предусмотренные сроки или определить иные приоритеты.
В совместном заявлении министры иностранных дел «торжественно» обратились к другим членам Совета безопасности, предложив «сделать все, чтобы остаться на мирном пути разрешения ситуации, каким его «поддерживает подавляющее большинство международного сообщества». «На каждом из членов Совета безопасности лежит ответственность не допустить раскола в органе в этот столь решающий момент».
В заявлении не приводятся конкретные временные параметры, которые должны быть еще заданы, в рамках которых предполагается предпринять усилия по мирному разоружению Ирака путем активизации деятельности международных инспекторов. Впрочем, Франция, Россия и Германия готовы существенно сократить сроки, которые в их совместном меморандуме от 24-го февраля были определены, по меньшей мере, продолжительностью четыре месяца. Французский президент Жак Ширак (Jacques Chirac) заявил, выступая по телеканалу "CNN", о возможных сроках продолжительностью от 30 до 60 дней. Однако вице-президент США тут же назвал срок продолжительностью 30 дней «провалом».
Открытым во французско-российско-германском заявлении остается также вопрос, будут ли правительства трех стран готовы к выдвижению Багдаду ультиматума, срок которого еще предстоит установить. Из этого автоматически вытекала бы возможность принятия мер военного характера в случае, если Ирак до этого срока не выполнил бы требования о разоружении. До сих пор Париж, Москва и Берлин отвергали ультимативность и любой автоматизм в начале военных действий.