Игорь Иванов является министром иностранных дел России
6 сентября прошлого года президенты России и США В.В.Путин и Дж.Буш беседовали по телефону. Главной темой разговора была ситуация вокруг Ирака. Президенты условились совместно добиваться безусловного возвращения в Ирак международных инспекторов в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН для завершения процесса его разоружения.
С тех пор наша страна твердо следовала этой договоренности двух президентов. Россия во многом содействовала тому, что Багдад 16 сентября прошлого года дал согласие на безоговорочное возвращение инспекторов. Хотя Россия не считала необходимым принятие какой-то дополнительной резолюции Совета Безопасности ООН о деятельности инспекторов в Ираке, она, тем не менее, пошла навстречу Вашингтону и после активной совместной работы способствовала единогласному принятию резолюции 1441. Россия добивалась и добивается полного сотрудничества со стороны Ирака в выполнении всех требований ЮНМОВИК и МАГАТЭ.
Такая линия России, разделяемая подавляющим большинством членов Совета Безопасности ООН и других государств мира, позволила развернуть надежный инспекционный механизм, способный эффективно решить проблему разоружения Ирака. Под давлением международного сообщества процесс разоружения стал реальностью.
Все это - факты, которые свидетельствуют о последовательности курса России, ее приверженности имеющимся договоренностям.
На этом фоне постановка вопроса о безотлагательном начале войны против Ирака не только не имеет под собой должного обоснования, но и сопряжена с серьезными рисками, в том числе для самих США.
Выступая же за политическое урегулирование ситуации вокруг Ирака, Россия добивается не только разрешения данного кризиса, но и создания условий для продолжения международных усилий по преодолению других, не менее острых, международных проблем.
Направлена ли такая позиция России против интересов США, как это пытаются представить те, кто хотел бы вбить клин в российско-американские отношения? Конечно же, нет.
Президенты наших стран провели не один телефонный разговор, подробно обсуждая все нюансы иракской проблемы. Нынешний уровень наших отношений, которые характеризуются растущим взаимным доверием и духом партнерства, предполагает честный и откровенный диалог, в том числе по самым сложным проблемам.
Если мы считаем, что война против Ирака обернется тяжелыми последствиями, в том числе для самих Соединенных Штатов, разве мы не должны прямо говорить об этом нашим партнерам в Вашингтоне?
Если мы предлагаем совместно с США и другими государствами политическим путем устранить угрозу оружия массового уничтожения в Ираке, разве это не настоящее партнерство?
Ценность истинных партнеров и союзников состоит не в том, чтобы автоматически соглашаться друг с другом, а в том, чтобы совместно искать пути решения проблем в общих интересах.
Мы безвозвратно ушли от формулы холодной войны: чем хуже для США, тем лучше для нас. Добиваясь политического урегулирования иракской проблемы, мы твердо убеждены, что действуем в интересах и России, и США, и всего международного сообщества.
Россия рассчитывает, что, как бы дальше ни развивалась ситуация вокруг Ирака, и в Москве, и в Вашингтоне будут и впредь руководствоваться высшими интересами российско-американского партнерства, которые зафиксированы в совместной Декларации, подписанной президентами В.В.Путиным и Дж.Бушем в мае 2002 года в Москве.