«После саммита на Азорских островах стало ясно, что речь идет о странной войне. Еще даже не прогремел первый залп, а уже говорят о том, что надо делать после войны», - так начинает свой комментарий в правоцентристской Le Figaro заместитель главного редактора газеты Шарль Ламброскини. По его мнению, попытка Вашингтона осуществить план свержения Саддама Хусейна с последующим установлением в Ираке режима протектората, скорее всего, обречена на провал. Автор напоминает, что британские войска, вступившие на иракскую землю в 1918 г., уже спустя два года были вынуждены подавлять мятеж местного населения. «Взваливая на себя «ношу белого человека», - продолжает автор, - Джордж Буш рискует вскоре обнаружить печальную истину империй: никогда нет простого ответа на сложные вопросы».
В комментарии Шарля Ламброскини под заголовком «Странная война», опубликованном в номере Le Figaro за 17 марта, в частности, отмечается: «Победа США гарантирована. По мнению Джорджа Буша, иракская армия не сможет долго сопротивляться американскому дорожному катку. Хотя солдатам американской армии - «джи-ай», возможно, и придется перенести немало трудностей, чтобы захватить Багдад, где Саддам Хусейн собирается дать сражение, которое впишет его имя в арабскую Историю рядом с именами победителя крестоносцев Саладина (Салах ад-Дин/Саладин в 12 веке являлся правителем Египта - прим. пер.), а также халифа из династии Аббасидов Харуна аль-Рашида, (Харун аль-Рашид правил в Ираке в конце 8 века, продолжил борьбу с Византией, начатую его предшественниками - прим. пер.) или Насера, последнего арабского героя, бросившего вызов Западу (Гамаль Абдель Насер - президент Египта в 1956 - 1970 годах, в 1956 начал военные действия против англо-франко-израильской коалиции- прим. пер.).
Итог саммита таков: в повестке дня политический проект уже начинает доминировать над военными планами. Белый дом намеревается навязывать Ираку протекторат, у которого есть некоторые прецеденты: в 1944 году генерал де Голль сверг режим, который уподобил Францию оккупированной стране (В 1940 г. две трети территории Франции были оккупированы Германией, и маршал Филипп Петен создал в Виши профашистское правительство, сотрудничавшее с гитлеровцами - прим. пер.), а в 1945 году в Японии был установлен режим генерала Макартура (Дуглас Макартур/McArthur - генерал армии США, в 1945-51 гг. командующий оккупационными войсками в Японии- прим. пер.), военачальника, ставшего великодушным проконсулом.
На втором этапе ставится цель изменения режимов во всем регионе Ближнего Востока, чтобы превратить его, как это сделал в 1918 году Вудро Вильсон (Вудро Вильсон - президент США в1912-21 гг.- прим. пер.) в оазис демократии. Согласно сценарию Вашингтона, Ирак будет превращен в федерацию, где шииты, составляющие большинство, но пока играющие роль диссидентов, а также курды, исповедующие мусульманскую религию, но не являющиеся арабами, получат равные права с суннитами, которые, находясь в меньшинстве, тем не менее, в настоящее время монополизировали власть в стране.
После того, как межэтническая напряженность в Ираке будет ослаблена, США собираются с помощью нефтяных капиталов осуществить финансирование создания рыночной экономики, которая приведет к процветанию. Эта «модель» окажется привлекательной для других теократических и самодержавных режимов региона, падение которых станет лишь вопросом времени.
Вновь появится надежда на лучшую долю у народов Ближнего Востока, поддержавших экстремистское послание Усамы Бен-Ладена, только благодаря прессу нищеты и бессилия. Война во Вьетнаме должна была не допустить попадания других стран Юго-Восточной Азии в зависимость от коммунистов. На этот раз США ставят иную цель. Если Ясир Арафат исчезнет, если в Иране, в Саудовской Аравии и Сирии злые ретроградные правители будут заменены добрыми режимами, то Америка с выгодой для себя восстановит старую теорию домино.
Но Американцы не будут первыми захватчиками, которые объявляют себя освободителями. Так, британцы, прибывшие в Багдад в 1918 г., хвалились тем, что освободили Ирак от Оттоманской империи, но уже в 1920 году вынуждены были подавлять первый мятеж. А французы, которые собирались принести философию Просвещения в Ливан и Сирию, вскоре были разоблачены как оккупанты. Взваливая на себя "ношу белого человека ", Джордж Буш рискует вскоре обнаружить печальную истину империй: никогда нет простого ответа на сложные вопросы».