Россия к войне в Персидском заливе подготовилась. Точно ко времени решающего заседания в Совете безопасности Организации Объединенных наций средства массовой информации, контролируемые Кремлем, заявили о своем «подключении к мировым стандартам».
И вот теперь и московский телеканал «Россия» будет передавать важнейшие новости круглые сутки. Параллельно правительство призвало своих соотечественников по возможности покинуть Багдад и воздержаться от поездок в этот регион. Впрочем, посольство, как это уже было в 1991 году, полностью свою работу не прекратит.
Патриарх Алексий II обратился с воззванием во имя мира ко всем поджигателям войны, начиная от Вашингтона и кончая Мадридом. Вскоре после этого в направлении Ирака отправилась высокопоставленная делегация в составе представителей мусульманских и православных духовников. Они хотят как можно дольше демонстративно пребывать и молиться в районе, который является целью для США.
Никакого сравнения с началом войны 12 лет назад. В то время среди военных активно обсуждался даже вопрос о возможности вмешательства советских воздушно-десантных войск. Между тем, теперь все сходится на экономических вопросах. Уже в прошедшую пятницу Союз российской газовой и нефтяной промышленности выразил надежду на хороший бизнес в Ираке, конечно же, в послевоенный период.
В остальном же у бывшего мощного союзника Саддама Хусейна дел не слишком много. Как и везде в мире, профессиональные наблюдатели и наблюдатели-любители говорили о завершении предвоенного периода. В этот период Россия извлекла выгоды столько, сколько уже давно не извлекала.
Типичным является вывод, сделанный Евгением Кокошиным, директором основанного в 1992 году государственного Института стратегических исследований. Для Кокошина российская дипломатия в прошедшие месяцы в вопросах, связанных с Ираком, была на высоте времени. То, что, несмотря на это, дело дойдет до войны, нельзя считать политическим поражением, сказал он. Это видно уже по тому, что, невзирая на сотрудничество со «старой» Европой, «среди наших дипломатов антиамериканские настроения не являются господствующими». Даже изменения Владимиром Путиным курса, что происходило дважды: от нерешительной сдержанности в январе до умелого решения воздержаться от голосования - в феврале, а затем переход к жесткому вето в марте - не были, по мнению этого советника, какой-то ошибкой.
Вместе со всеми коллегами Кокошин единодушно сформулировал свое последнее предупреждение. Россия не должна «ни при каких условиях» менять свою позицию еще раз. Лагерь, для представителей которого сдержанность считается неизменно самым лучшим из всех вариантов, воспринимает решительное следование принципу вето уместным. Вчера Путин охарактеризовал войну как «ошибку с далеко идущими последствиями».
Еще один российский урок, извлеченный из драматических предвоенных недель, затронул в разговоре с журналистами заместитель министра иностранных дел Юрий Федотов. То, что явное большинство международного сообщества и на будущее отдает право отвечать на «вопрос войны и мира» Совету безопасности ООН, Москва считает хорошим знаком. «Находясь в организации Объединенных наций, мы будем все сильнее, а США все слабее», - назвал причину этого один из сопровождавших Федотова.