Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военная доктрина Буша

Буш готов перейти от слов к делу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Буш превратил первую новую стратегию национальной безопасности за 50 лет - доктрину превентивных военных действий против противников - в обоснование необходимости войны против Ирака. О такой роли Америки президент Буш никогда не упоминал в ходе своей предвыборной кампании, во время которой он говорил о необходимости "скромного" подхода к международным отношениям. Тем не менее, он начал готовить страну к этой роли уже через несколько месяцев после занятия поста президента, а после событий 11 сентября 2001 года она стала идеей номер один

Вашингтон, 17 марта - Объявив сегодня вечером, о своем выборе в пользу войны, президент Буш (Bush) прекратил дебаты о том, кто имеет право приводить в исполнение резолюции Организации Объединенных Наций или свергать диктаторские режимы.

Его аргументы сводились к одному: в эпоху невидимых врагов, официально не объявляющих о начале войны, ждать, пока те ударят первыми, чтобы предпринять ответные действия, "является не самообороной, а самоубийством".

Таким образом, президент Буш превратил первую за 50 лет новую стратегию национальной безопасности - доктрину превентивных военных действий против противников - в обоснование необходимости войны против Ирака.

О такой роли Америки президент Буш никогда не упоминал в ходе своей предвыборной кампании, во время которой он говорил о необходимости "скромного" подхода к международным отношениям. Тем не менее, он начал готовить страну к этой роли уже через несколько месяцев после занятия поста президента, а после событий 11 сентября 2001 года она стала идеей номер один.

Президент Буш, выступая сегодня вечером в Белом доме, завершил это преобразование, заявив, что в обязанности Америки входит контроль за мировым порядком, если с этой ролью не справляется ООН, и дав Саддаму Хусейну (Saddam Hussein) 48 часов на то, чтобы покинуть Ирак.

Его речь стала кульминацией разрыва отношений с ООН и двумя ближайшими союзниками Америки - Францией и Германией. Речь г-на Буша полностью подтвердила наихудшие опасения мировой общественности: если Организация Объединенных Наций не подчинится воле Соединенных Штатов, если союзники не согласятся с ними, то г-н Буш просто-напросто нажмет на спусковой крючок в одиночку.

"Для них станет ясно, что вся деятельность в ООН была бесплодной попыткой, что г-н Буш планировал все это заранее, - говорит Стенли Хоффманн (Stanley Hoffmann), профессор Гарвардского университета, посвятивший свою жизнь изучению войны и отношений внутри трансатлантического альянса. - В уставе ООН не предусмотрена вводимая президентом Бушем доктрина упреждающих действий, превентивной самообороны".

Однако г-н Буш говорил сегодня вечером не для Европы. Он выступал в первую очередь перед американским народом, объясняя необходимость войны и называя ее средством выживания нации. А также он обращался к иракцам, обещая им продовольствие и свободу в переведенном на арабский язык радиообращении.

"В свободном Ираке, - сказал Буш, - больше не будет агрессивных войн против ваших соседей, не будет заводов по производству отравляющих веществ, не будет казней инакомыслящих, не будет пыточных камер и комнат для изнасилований. Тирана вскоре не станет. День вашего освобождения близок".

Слова г-на Буша как будто пришли из эпохи второй мировой войны, когда опасности и угрозы были значительно более явными. По словам президента, угроза со стороны Ирака столь значительна и неминуема, что ставит под вопрос выживание Америки. Однако, по мнению критиков администрации, эта опасность слишком преувеличена с целью оправдания войны.

Он описал Саддама Хусейна как Гитлера наших дней, которому Соединенные Штаты и их союзники должны противостоять. Он открыто сравнил ООН и страны, отказавшиеся открыто воевать с Хусейном - Францию, Германию и Россию - со странами, закрывавшими глаза на процесс вооружения нацистской Германии.

"В 20-м столетии некоторые предпочитали умиротворять кровожадных диктаторов, от которых исходили угрозы, переросшие затем в геноцид и глобальную войну. В этом столетии, когда злодеи планируют химический, биологический или ядерный террор, политика умиротворения могла бы привести к таким разрушительным последствиям, каких никогда прежде не видели на этой земле".

Однако весь остальной мир не готов рассматривать конфронтацию в таких рамках, и это лишь одна из проблем на пути превращения г-ном Бушем доктрины превентивных действий в превентивную войну.

В Европе обращение Буша, несомненно, станет дополнением к образу ковбоя, размахивающего пистолетом. Раньше в Белом доме всегда опровергали такую точку зрения как карикатурное преувеличение, дискредитирующее взгляды Буша.

Однако сейчас союзники Буша и его политические советники решили, что такой образ может иметь свои преимущества.

"Как уроженец западных штатов, я не думаю, что это плохой образ, - заявил в воскресенье по телевидению вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney). - Этот образ соответствует требованиям обстоятельств".

Однако, что удивило мир, так это отвага, с которой г-н Буш отстаивает свою точку зрения - вплоть до разработки детального плана превращения Ирака в протекторат Америки на срок, который потребуется для преобразования Ирака в мирное государство.

Многие политики в США опасаются, что этот процесс может стать ловушкой для новой доктрины г-на Буша.

По оптимистичным прогнозам команды г-на Буша, война будет такой же быстрой, как и первая война в Персидском Заливе, или даже быстрее. Саддам Хусейн будет свергнут в течение нескольких дней, а его армия быстро сложит оружие, так как глупо "сражаться за умирающий режим".

После этого последует, как надеются помощники г-на Буша, всеобщее ликование, с которым иракцы примут американскую администрацию.

Однако председатель сенатской комиссии по иностранным делам Ричард Лугар (Richard Lugar) высказался по этому поводу очень лаконично: "С этим еще не все ясно". В моменты откровения даже самые высокопоставленные помощники г-на Буша по вопросам национальной безопасности говорят, что они не представляют, какой будет обстановка после устранения верхушки диктаторского режима.

"Как и в случае с послевоенной Югославией, мы окажемся перед лицом огромной и очень дорогостоящей проблемы, - признался недавно один из помощников г-на Буша. - И я не могу сказать, что мы готовы к этому, так как к этому невозможно подготовиться".

Г-н Буш сам признал, что США потребуется помощь союзников для восстановления Ирака. Захотят ли они помочь после такого неприкрытого разрыва отношений - неясно.

Еще один вопрос заключается в том, собирается ли г-н Буш сделать следующий кажущийся логичным шаг на пути претворения в жизнь своей доктрины: остановить другие страны, представляющие еще большую угрозу распространения оружия массового уничтожения.

Северная Корея? Она кажется вполне очевидным выбором - однако она способна нанести такой ответный удар, который Саддаму Хусейну может только присниться. Иран? Возможно, но в нем различимы демократические процессы, которые могут существенно пострадать в результате вмешательства Соединенных Штатов.

Однако эти страны предоставляют не меньшую потенциальную угрозу США, чем та, которая исходит от Ирака. И они не просто входят в обозначенную г-ном Бушем "ось зла", они уже находятся под прицелом наиболее агрессивно настроенных членов команды г-на Буша, уже одержавших верх в дебатах по поводу Ирака.