Население Чечни готовится принять участие в референдуме по новой Конституции, который состоится 23 марта. В преддверии голосования в Грозном побывала московский обозреватель французской газеты Liberation Элен Деспик-Попович, которая встретилась с представителями нынешней администрации Чечни. «Надо ли пересматривать историю последнего десятилетия в Чечне, которая после провозглашения своей независимости так и не была признана международным сообществом и в которой произошли две жестокие войны? Вот над чем размышляют представители пророссийского режима», - отмечает в своем репортаже обозреватель газеты.
В репортаже Элен Деспик-Попович под заголовком «Чечня готовится голосовать с оглядкой назад», опубликованном в номере Liberation за 19 марта, в частности говорится: «Новая пророссийская администрация Чечни, возглавляемая бывшим чеченским боевиком имамом Ахмадом Кадыровым и русским главой правительства, вряд ли пользуется большим авторитетом. Внутри администрации нет единства: одни ее представители являются оппортунистами, другие верят, что сумеют создать в сотрудничестве с Москвой условия для свободы своего народа, измученного десятилетием войны. Почти все они находятся в зрелом возрасте и испытывают ностальгию по Советскому Союзу. Они вернулись сюда из Москвы после нескольких лет изгнания. Всем им угрожали, и некоторые из них пережили попытки покушения на свою жизнь.
Коренастый и седеющий Рамазан Шаптукаев является в настоящее время главой пророссийской администрации Старопромысловского района, расположенного недалеко от Грозного. В сопровождении мускулистых телохранителей он разъезжает в лимузине с затемненными стеклами. Шаптукаев является представителем той части чеченского населения, которая никогда не поддерживала сепаратистов и всегда вела против них борьбу. Этот стареющий выпускник Высшей школы КГБ, являвшийся в советское время директором завода, тяжело пережил распад империи, и до сих пор расценивает этот факт как результат заговора. «СССР был мощным государством, - говорит он. - Однако Запад называл его тоталитарным, и поэтому кому-то захотелось его разрушить. Затем они захотели разрушить Россию». Распад Союза был «спровоцирован внешними силами», заявляет он, добавляя, что Борис Ельцин «очень помог» этим силам.
В этой теории заговора объяснение всех событий подчинено своей логике. Так, отмечается, что генерал Джохар Дудаев провозгласил в 1991 году независимость не потому, что это отвечало чаяниям населения, а потому, что в его распоряжении были верные люди и оружие. «Дайте мне 1 тыс. 500 вооруженных людей и 40 танков и я возьму власть там, где вы хотите», - говорит Рамазан Шаптукаев, который уверяет, что во время своего восхождения на пост президента Чечни Дудаев освободил из тюрем более 900 уголовников, отбывавших срок за тяжкие преступления, и включил их в свою личную охрану. По мнению Шаптукаева, который в тот период скрывался в Краснодаре, Дудаев был всего лишь «националистом», который хотел выслать всех русских в Россию», хотя «они не несут ответственности за политику Сталина», который в 1944 году депортировал все чеченское население в Центральную Азию.
Говоря о судьбе имама Шамиля, воевавшего в 19 веке против царской России, глава пророссийской администрации Знаменского района Чечни Султан Ахмеданов осуждает любые заявления о том, что чеченский народ продолжает поддерживать идею сопротивления. «Две трети чеченского народа погибло в эпоху Шамиля. Дудаев и его преемник Аслан Масхадов также пошли по этому трагическому пути. Люди не желают больше этого. Чечня должна остаться в составе России, с которой ее связывают общие корни». Местный руководитель гордится спокойствием, которое царит в его регионе. В 1999 году совет старейшин потребовал от боевиков -сепаратистов покинуть эту местность, чтобы спасти ее от войны и от разрушения.
Ахмеданов гордится, что его помощницей является русская, еще двое-трое русских работают в его администрации, а всего в его районе проживают 250 русских. Он с восхищением показывает детский сад, где маленькие чеченцы изучают русский язык, чтобы лучше подготовиться к школе, где обучение отныне ведется на языке Пушкина, в то время как курс чеченского языка является одним из школьных предметов. В Грозном местное телевидение также вещает только на русском языке.
Новый руководитель местного телевидения Бэла Дудаева объясняет, что вещать на русском проще, так как «чеченский язык очень труден» и «большинству чеченцев очень трудно говорить на этом языке». Эта бывшая учительница начальной школы, ставшая журналисткой в 90-х годах, говорит, что потеряла свою работу из-за своих политических взглядов - она находилась в оппозиции генералу Дудаеву, а ее муж провел несколько недель в тюрьме из-за своих убеждений.
Бэла Дудаева ставит знак равенства между нынешними нарушениями прав человека и антидемократическими шагами предыдущего режима. «Я хотела пригласить в студию представителей «Мемориала», но они отклонили приглашение потому, что мы собирались предоставить одинаковое эфирное время для освещения сегодняшних нарушений прав человека и тех нарушений, которые были допущены в период Дудаева», - говорит эта журналистка, которая в свое время скрывалась в Москве и для которой эти правозащитники просто являются «сторонниками Масхадова».
Надо ли пересматривать историю последнего десятилетия в Чечне, которая после провозглашения своей независимости так и не была признана международным сообществом и в которой произошли две жестокие войны? Вот над чем размышляют представители пророссийского режима. «Когда Дудаев провозгласил независимость, его поддерживали только 10-15% населения», - заверяет глава местной избирательной комиссии Абдул-Керим Арсаханов. Под его руководством ведется работа по подготовке к референдуму, назначенному на 23 марта, на котором чеченцы должны проголосовать за Конституцию, которая возвращает эту маленькую республику в состав Российской Федерации.
«Мы знали, что у нас не было достаточной экономической инфраструктуры для независимости, ведь сепаратисты были не руководителями, а вели войну, - говорит Абдул-Керим Арсаханов. - В итоге создалась ситуация, когда другие республики России успешно преодолели переходный период, а мы не смогли осуществить планы на долгосрочную перспективу». Арсаханов, как и большинство его коллег, надеется, что вскоре удастся организовать проведение выборов президента, «который защитит свой собственный народ», и станет возможным осуществить вывод российских войск с территории республики».