20 марта 2003 года. В Вашингтоне в среду в 22.15 по местному времени президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) объявил о начале военной операции против Ирака, сообщив, чтобы были нанесены удары по отдельным объектам, имеющим военное значение. Он сказал: "По моему приказу коалиционные силы начали наносить удары по выбранным военным целям, чтобы подорвать способность Саддама Хусейна (Saddam Hussein) к ведению войны. Это начальный этап (военной) кампании, которая обещает быть очень длительной и напряженной".
Г-н Буш-младший выступил примерно через 45 минут после того, как открыли огонь иракские средства противовоздушной обороны (ПВО), установленные на позициях вокруг столицы Багдад, и через 2 часа после истечения срока своего ультиматума г-ну Хусейну, предлагавшего последнему покинуть страну или подвергнуться нападению. Г-н Буш-младший предостерег, что "этот конфликт может продлиться дольше, чем предполагают некоторые", и что г-н Хусейн разместил свои войска и технику в районах проживания гражданского населения. Г-н Буш-младший отметил, что, применив такую тактику, иракский лидер "совершил последнее злодеяние против своего народа".
В среду поступили сообщения о том, что американские и английские войска вошли в демилитаризованную зону на кувейтско-иракской границе в преддверии наземного наступления, которое последует за воздушными ударами по Багдаду и другим целям. Однако сообщений о том, что войска пересекли линию границы с Ираком, не поступало.
Командующий 5-м флотом ВМС США вице-адмирал Тимоти Китинг (Timothy Keating) заявил репортерам на борту авианосца "Abraham Lincoln": "Если мы начнем, то будем действовать согласно планам, подобных которым никто никогда прежде не видывал". Под его командованием находится палубная авиация, которая станет одним из основных средств нападения на Ирак.
В Вашингтоне президент Буш-младший формально уведомил конгресс США о том, что попытки разоружить Ирак мирными средствами провалились и использование силы остается единственной опцией. Он увязал операцию против Ирака с войной с терроризмом, начатой после нападений на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года.
Ранее в среду представитель Белого дома по связям с общественностью Ари Флейшер (Ari Fleischer) предостерег американский народ, что "нужно быть готовыми к жертвам".
Одной из помех для американских планов войны против Ирака стало заявление правительства Турции о том, что оно не собирается повторно направлять в парламент для голосования ранее отвергнутое предложение о разрешении для сильно вооруженной 4-й пехотной дивизии армии США открыть северный фронт борьбы против Ирака, атаковав его с территории Турции. Анкара решила, что разрешит только использование своего воздушного пространства для пролетов американской военной авиации. В ответ Вашингтон заявил, что отказывает Турции в предоставлении многомиллиардного пакета экономической помощи.
В Багдаде режим г-на Хусейна по-прежнему отказывается выполнить ультиматум США. Заместитель иракского премьер-министра Тарик Азиз (Tariq Aziz), опровергая слухи о своей гибели, лично появился перед репортерами с заявлением о том, что для президента Ирака покинуть страну "невозможно". "Мы родились и мы умрем в Ираке", - заявил он.
Иракский министр информации Мохаммад Саид (Mohammad Saeed) опроверг слухи о том, что на севере Ирака иракские солдаты начали сдаваться в плен. Он высмеял американские предположения, что армия его страны быстро капитулирует. "Это глупая ложь. Завоевателям же грозит верная смерть", - сказал он.
Продолжая войну слов, английские военные повторили свои утверждения, что Ирак готовится применить химическое оружие против собственного народа, обставив операцию так, чтобы можно было возложить всю вину на коалиционные войска вторжения. Наиболее вероятными районами для применения химического оружия называют зону курдской автономии на севере страны, а также места компактного проживания шиитов в пригородах Багдада и на юге страны.
Неизбежность и близость конфликта ничуть не снизила накала мировой антивоенной оппозиции, во главе которой стоят Франция, Германия и Россия, в Совете Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН), где Соединенным Штатам и Великобритании в понедельник не удалось добиться принятия резолюции, санкционирующей применение силы против Ирака.
На последнем заседании СБ, где был заслушан финальный отчет главного инспектора ООН по вооружениям Ханса Бликса (Hans Blix), который до недавнего времени возглавлял инспектирование Ирака, государственный секретарь США и министр иностранных дел Великобритании отсутствовали. Представители Франции, Германии и России вновь высказали весомые аргументы против войны с Ираком.
Министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin) в среду сказал: "Тем, кто думает, что благодаря тому, что сейчас делается в Ираке, будет устранено бедствие терроризма, мы говорим, что они рискуют не достичь цели. Взрыв насилия в столь нестабильном регионе только лишь усиливает напряженности и расхождения во мнениях, которые являются питательной средой для террористов".
Министр иностранных дел Германии Йошка Фишер (Joschka Fischer) настаивал, что сохраняется возможность разоружить Ирак мирными средствами. "Германия категорически отвергает грядущую войну", - сказал он.
Министр иностранных дел России Игорь Иванов, имея в виду прежние резолюции СБ ООН, заявил: "Ни одно из этих решений не дает права применить силу против Ирака вне рамок Устава ООН. Ни одно из них не санкционирует насильственного свержения руководства суверенного государства".