20 марта 2003 года. Когда американские вооруженные силы наносили свои первые удары по Ираку, президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) заявил своей стране, что началась "широкая и согласованная кампания" против Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Нападения прошлой ночи были ограничены тем, что президент назвал "выборочными целями военного значения"; взрывы крылатых ракет и управляемых авиабомб в Багдаде и вокруг него заставляют предположить попытку устранения высших иракских руководителей. Ожидаются куда более интенсивные воздушные и наземные удары. Г-н Буш-младший сказал, что "теперь, когда конфликт начался┘ это не будет кампанией полумер, и мы не согласимся ни на какой исход, кроме победы".
Военные специалисты в Пентагоне и вне его уверены, что союзные военно-воздушные и наземные силы смогут преодолеть оборону Саддама Хусейна. Кое-кто считает, что победа придет быстро и с незначительными потерями. Мы безусловно надеемся на это. Но, как справедливо предостерег прошлой ночью г-н Буш-младший, война может оказаться "более длительной и трудной, чем предсказывают некоторые".
Иракское сопротивление, возможно, будет ожесточенным; Саддам Хусейн и военные преступники вокруг него могут применить химическое или биологическое оружие или попытаться проводить террористические акции. Может быть убито или ранено больше американских военнослужащих, мужчин и женщин, чем в любом прежнем конфликте периода после "холодной войны".
Во время войны в Персидском заливе 1991 года погибли в бою 147 человек, а в Афганистане на сегодняшний день погибли 36 военнослужащих - потери болезненные, но сравнительно незначительные. Почти наверняка будут и потери среди гражданского населения, сопутствующий ущерб и трагические ошибки, как бывает во всех войнах. Даже после того, как иракские войска будут разгромлены, перед американскими командирами встанет пугающе трудная задача поддержания безопасности в стране, расколотой этническими разногласиями и охваченной давно подавляемой ненавистью к жестокому аппарату Саддама Хусейна.
Также возможны нападения на внутреннем фронте, которые могут осуществить иракские агенты или террористы "Аль-Каиды" и других организаций. Президент Буш-младший ранее на этой неделе, незадолго до того, как федеральное правительство объявило о введении в стране состояния боевой готовности "Оранжевый" (соответствует повышенной тревоге - прим. пер.), предостерег о возможных нападениях террористов. Чувство опасности означает, что жители Вашингтона, Нью-Йорка и других крупных городов станут переживать события этой войны с большим чувством непосредственного участия и с большей напряженностью, чем прежние конфликты с Ираком.
Будет также больше разногласий дома и за рубежом, отражающих расхождения по вопросу решения предпринять военную акцию. Властям в Вашингтоне и в других местах придется сочетать усиленные меры безопасности по предотвращению терроризма с терпимостью к законным протестам общественности.
Однако, даже если операция пойдет не так гладко и не так быстро, она должна продолжаться. Саддам Хусейн угрожает своим соседям, а также и Соединенным Штатам войной и оружием массового поражения (ОМП) на протяжении вот уже двух десятилетий; он нарушает соглашение о прекращении огня, которое положило конец войне в Персидском заливе 1991 года, и он игнорирует множественные распоряжения Совета Безопасности (СБ) Организации Объединенных Наций (ООН) о разоружении Ирака.
Начавшаяся сейчас война должна покончить с самой серьезной единичной угрозой миру на Ближнем Востоке; она будет способствовать прояснению того обстоятельства, что никакому государству-изгою не позволено создавать запасы химического, биологического или ядерного оружия, бросая вызов мировому сообществу.
Она также освободит давно страдающий иракский народ, которому приходится выносить один из самых жестоких и наиболее кровавых диктаторских режимов истекшего полстолетия. Лежащие впереди дни и недели, возможно, будут трудными, а их цена высокой как для американцев, так и для иракцев. Но награда, если Америка и ее союзники сумеют выполнить свои обязательства, также будет высокой: конец деспота, который слишком долго мучил свой народ и весь мир.