Это было впервые со времени начала в 1991 году войны, чтобы российский президент обращался непосредственно ко всем чеченцам: «Новая конституция дает вашему народу возможность самим определять свою жизнь. Таким путем можно получить внутри России широкую автономию, о которой так много говорят». До своего обращения по телевидению к мятежным кавказцам президент всегда говорил только об одной части чеченцев: о вооруженных боевиках, которых он назвал «террористами и бандитами» и которым он грозил уничтожением.
Своим личным призывом к чеченцам, принять как можно более активное участие в референдуме, Путин неотрывно связывает свое имя с голосованием. Речь идет о новой конституции, согласно которой кавказская республика является «неотделимой частью Российской Федерации», а также о законе о выборах президента республики и регионального парламента. Даже если исходить из того, что Путин верит в пропагандируемое им «политическое решение», и что референдум должен стать первым шагом на этом пути, встает вопрос, а могут ли выборы быть честными. С одной стороны, проведение голосования в условиях войны кажется абсурдным. С другой же, - велика возможность того, что результаты его будут фальсифицированы.
Члены различных чеченских избирательных комиссий подтвердили корреспондентам газет "Sueddeutsche Zeitung" и "Frankfurter Rundschau", что во время президентских выборов весной 2000 года победа Путина в Чечне была достигнута при условии масштабной фальсификации результатов. Путин по всей Чечне набрал меньше десяти процентов голосов, сказал член избирательной комиссии Гудермесского района. Но официальный результат голосования составил 50,6 процента. «Мы фальсифицировали результаты по заданию сверху. Мы ввели ночную смену и исправляли избирательные бюллетени до тех пор, пока Путин не стал победителем». Члены двух других избирательных комиссий подтверждают подобные вещи.
Судя по всему, позитивный исход референдума - дело решенное независимо от итогов выборов.