Во время первой войны в Персидском заливе в 1991 году стратегия возглавляемой Соединенными Штатами коалиции базировалась на данных, которые на самом деле переоценивали мощь Ирака. Саддам Хусейн (Saddam Hussein) пообещал, что сражение будет "матерью всех битв", и располагал, как тогда сообщалось, четвертой по численности армией в мире, хорошо вооруженной и укомплектованной закаленными в боях ветеранами.
На этот раз положение Ирака кажется безнадежным с самого начала: практически нет военно-воздушных сил, средства противовоздушной обороны уничтожены американскими и английскими самолетами, а вооруженные силы плохо оснащены и имеют низкий моральный дух. Некоторые территории страны уже находятся в руках оппозиции, и скоро таких участков будет еще больше. Единственный приемлемый военный план, к которому Ирак может прибегнуть, заключается в сдаче всей территории страны, кроме Багдада и нескольких укрепленных районов, которые будут обороняться до последнего. У г-на Хусейна могут быть припасены грязные сюрпризы для захватчиков, например, поджоги нефтяных скважин, или применение химического оружия, однако такая ситуация не продлится долго, так как скоро территория и все технические средства окажутся в руках противника.
Тот факт, что подобные мнения стали весьма распространенными, вызывает опасение, что США и Великобритания строят планы, основываясь на переоценке своих сил. Вместе с тем генералы, несомненно, не кажутся самоуверенными. Они знают, что боевые контакты с противником редко протекают по составленным заранее планам. И все же, принимая во внимание такое подавляющее превосходство, почему генералы нервничают?
Американо-английская стратегия основана на отлучении г-на Хусейна от власти. Планируется, что эта цель будет достигнута не в результате решительных боев, а путем убеждения иракских военных отказаться от службы режиму при первой же возможности. Накопление большого количества современного оружия и сосредоточение хорошо подготовленных войск могут деморализовать первую линию иракской обороны. Начальный этап кампании "Шок и трепет" имеет целью усилить чувство безнадежности среди иракских войск и элиты путем нанесения высокоточных бомбовых ударов, одновременных наземных атак по всем направлениям и захвата ключевых объектов силами спецназа.
В планах возлагается надежда на то, что иракские войска откажутся защищать режим, местные лидеры и командиры сдадутся в плен или покинут страну, а рядовые граждане воспользуются случаем избавиться от ненавистного главы государства. В какой-то момент г-н Хусейн, его ближайшие родственники и окружение почувствуют себя изолированными и покинутыми, а единственным выходом из ситуации для них останется быстроходный автомобиль.
Предположительно события будут быстро развиваться по этим сценариям. Существует опасение, что иракский режим может попытаться провести свою собственную операцию "Шок и трепет" против войск коалиции или нанести удары по Израилю или Кувейту. Однако помимо того, что применение химического оружия докажет лживость прежних заявлений Ирака инспекторам ООН, оно еще и ограничит возможности Ирака в будущем. В любом случае, вряд ли оно сможет замедлить продвижение войск коалиции вперед.
Самый сложный вопрос заключается в том, насколько гражданское население пострадает от боевых действий, и как оно будет влиять на их проведение. Успех стратегии зависит не только от победы над сердцами и умами иракцев, но и от того, удастся ли успокоить международное общественное мнение. Воздушные удары нужно будет наносить с предельной точностью. Располагая свои войска вблизи с гражданскими объектами, режим Саддама будет заставлять войска союзников уничтожать невинное население. Если режим не рухнет, то перед коалицией появятся новые трудности, так как союзники не хотят вводить свои войска в Багдад из-за неизбежных потерь как среди военнослужащих, так и среди местного населения.
Более того, наступление может быть замедлено "чрезмерным успехом". Продвижению союзников, вошедших в Ирак, могут препятствовать сдающиеся войска противника и доведенные до отчаяния беженцы. Представьте, что началось восстание, и появились сообщения о кровопролитиях. Необходимо будет срочно восстанавливать закон и порядок для предотвращения гуманитарной катастрофы. Еще до прихода в Багдад союзникам возможно придется заполнять вакуум, возникший вследствие падения центральной власти Ирака. Несмотря на большую численность американо-английских сил, такие второстепенные небоевые задачи могут отвлечь войска, предназначенные для боевых действий, а также нарушить обеспечение вырвавшихся вперед подразделений.
Ни один из этих факторов не ставит под сомнение общий исход операции. Слабость иракского режима является достоверной рабочей гипотезой. Джордж Буш (George W. Bush) и Тони Блэр (Tony Blair), несомненно, нуждаются в быстром результате, если они хотят снизить потенциальное негативное воздействие этой кампании на региональную и мировую стабильность. Результаты, ожидаемые от скоротечной победы, могут перевесить политическое значение любой задержки.