Г-н Сокор является старшим научным сотрудником вашингтонского Института углубленным стратегических и политических исследований
21 марта 2003 года. Три нарождающиеся на Востоке тенденции, частью которых является война в Ираке, усиливают безотлагательность поставок Западу каспийской нефти и газа. В этом совместно заинтересованы как страны Западной Европы, так и новые демократические страны Центральной и Восточной Европы, а также и страны Каспийского бассейна и Южного Кавказа, где нефть и газ добывается и через которые она транспортируется.
Эти три тенденции подчеркивают необходимость скорейшего строительства трубопроводов из Каспийского бассейна в западном направлении. Но и это не предотвратит лежащих впереди серьезных трудностей, если только Европейский Союз (ЕС) не выработает стратегию инвестиций в энергетический сектор и стратегию диверсификации источников снабжения энергоресурсами для новых стран, которые войдут в расширяющийся ЕС.
Первая из тех тенденций касается необходимости умиротворить и перестроить Ближний Восток. Эти усилия только лишь начинаются с войной возглавляемой США коалиции за избавление Ирака от Саддама Хусейна (Saddam Hussein) и оружия массового поражения (ОМП). Это потребует продолжительных усилий, вполне возможно, новых операций против террористических группировок и других ближневосточных государств-изгоев, признанных виновными в распространении ОМП. Скорее всего, придется заняться и строительством наций для стабилизации обстановки. Только тогда регион станет более стабильным. А тем временем нестабильность может даже возрасти, если радикальные антизападные элементы в регионе спазматически отреагируют на начальные этапы операций против террористов и государств - распространителей ОМП.
Что касается добычи нефти в Ираке, потребуются многие годы, чтобы достичь уровня, который был до 1991 года. Однако даже существенный прогресс в деле безопасности, восстановления и строительства наций на Ближнем Востоке не устранит двух известных императивов энергетической безопасности и экономики: первое, сократить уже ставшую чрезмерной долю мировых поставок нефти через Персидский залив и соседние регионы и, второе, существенно уменьшить зависимость от нефти, поставляемой странами ОПЕК.
Вторая тенденция - это растущий дисбаланс между добычей нефти в России и мощностями ее экспортной инфраструктуры. Объем добычи резко растет, а строительство внутренних трубопроводов и морских нефтяных терминалов движется черепашьими шагами.
Крупные российские нефтедобытчики хотели бы сами строить для себя нефтепроводы, однако правительство России предпочитает сохранить государственную монополию на транспортировку экспортной нефти. Государство намерено не выпускать из рук жесткий контроль за экспортом нефти по политическим и иным соображениям. Это явно демонстрирует российский бойкот латвийского нефтяного терминала в Вентспилсе. Контролируемая государством компания "Транснефть" хочет обанкротить Вентспилский терминал и купить его.
По оценке многих экспертов, России потребуется не менее 10 лет, чтобы привести в соответствие пропускную способность ее нефтепроводов и терминалов с объемом экспорта.
Третья тенденция заключается в том, что российские энергетические компании - прежде всего "Газпром" и "Лукойл" - все больше стремятся покупать стратегические энергетические предприятия в странах Центральной и Восточной Европы. Создается впечатление, что они проводят стратегию упреждающих действий и хотят поставить ЕС перед свершившимся фактом: в собирающихся присоединиться к ЕС странах энергетика в большой мере контролируется российскими компаниями. В долгосрочном плане последствия могут быть катастрофичными. Вполне может случиться, что расширившийся ЕС окажется поделенным на две зоны с очень разными уровнями энергетической безопасности. В Западной Европе Россия будет одним из многих поставщиков энергоресурсов, тогда как в Центральной и Восточной Европе Россия будет доминировать в поставках энергоресурсов. Если это произойдет, тогда под угрозой окажутся не только новые члены ЕС, но и весь союз в целом.
ЕС обязан срочно придумать и осуществить меры, чтобы остановить эту потенциально опасную тенденцию. Некоторые предложения. Совместно с вновь вступающими странами ЕС должен разработать целевые программы инвестиций в энергетические секторы этих стран. Ему следует, наконец, возродить давно ожидающие своего часа предложения о поставках в эти страны нефти и газа из района Северного моря, а также подключить трубопроводные и электрические системы будущих членов ЕС к системам старых членов ЕС. У новых стран недостает для этого инвестиционных фондов. ЕС должен помочь им соблюдать собственные нормы в отношении диверсификации источников энергоресурсов.
Страны ЕС, старые и новые, являются естественными потребителями для каспийской нефти и газа. Однако задуманные десятилетия назад проекты транзита энергоресурсов "Traceca" и "Inogate" отстают от графика, недостаточно финансируются и лишены того политического внимания, какого они заслуживают. Обстановка свидетельствует о растущей важности Каспийского бассейна. Как ЕС, так и расширяющейся Организации Североатлантического договора (НАТО) нужно выполнять свои обязанности в том, что касается региональной безопасности.
Годами Соединенные Штаты, поддерживаемые Турцией, несут на себе ношу Европы в регионе Южного Кавказа и Каспийского бассейна. Это такой американский "унилатерализм", который выгоден всем заинтересованным сторонам. Некоторые западные европейцы, кажется, этого не замечают. Обратят ли они на это внимание сейчас и разделят ли они с Соединенными Штатами эту ношу по справедливости в плане экономических и стратегических инициатив?